В ВКО трудно соблюсти все нормы защиты сибиреязвенных захоронений
Антикоррупционная служба Восточно-Казахстанской области бьёт тревогу по поводу несоблюдения санитарно-защитной зоны вокруг мест захоронения животных, павших от сибирской язвы. Поблизости от опасных мест находятся важные объекты, постоянно посещаемые людьми. Областное управление сельского хозяйства отвечает, что все эти объекты появились ещё до регистрации захоронений, передает YK-news.kz.
Сибирская язва относится к особо опасным инфекционным заболеваниям, которые передаются от животных к людям. По некоторым данным, споры сибирской язвы сохраняются в почве 70 - 100 лет.
В ВКО на сегодня зарегистрировано 101 сибиреязвенное захоронение. Антикор констатирует, что на 95 из них существуют нарушения. В 19 случаях захоронения находились в непосредственной близости к строениям гражданско-жилого назначения. В Тарбагатайском районе на расстоянии 250 метров от сибиреязвенного захоронения расположен жилой дом. В Курчумском районе в 650 метрах находится школа.
По правилам, каждое захоронение должно быть забетонировано, ограждено глухим забором и помечено предупреждающей табличкой. В некоторых случаях нарушены были и эти требования. Заборы попадали. Антикор выдал предписания по устранению обнаруженных нарушений. К сожалению, в некоторых случаях это едва ли можно сделать.
Работа по установлению мест сибиреязвенных захоронений была начата по поручению Совета Безопасности РК в 2015 году. По информации управления сельского хозяйства ВКО, некоторые захоронения скота, павшего от сибирской язвы до этого срока, никак не документировались. Местоположение таких могильников устанавливали на основе рассказов местных жителей, без точных координат. К тому времени, как появилась информация о них, строения вблизи уже стояли. Четыре могилы павших животных находятся в водоохранной зоне, земли в которой не подлежат отчуждению. Местные исполнительные органы не имеют права строить там что бы то ни было, в том числе ограждения скотомогильников.
— Мы взяли на себя инициативу, чтобы все захоронения находились в ведомстве одной организации — ветеринарной, — комментирует заместитель руководителя управления Рамиль Сагандыков. — В 2016 году районам были даны задания. Где-то сделали, где-то не сделали. В некоторых случаях нет документов. А если их нет, местная власть не может выделить деньги, иначе будет нецелевое использование. Другая проблема – когда эти захоронения находятся на неотчуждаемых землях. Третья — невозможно на практике соблюсти санитарно-защитную зону в один километр. Для этого надо отчуждать порядка 30 тысяч гектаров земли, сносить строения. Это же нереально. В этой зоне запрещены изыскательные, архитектурные и строительные работы. Но как ты скоту прикажешь не пастись? А если после каждого случая в сёлах ставить точки захоронения, целые населённые пункты надо переселять?
Но в управлении сельского хозяйства считают, что пока не стоит драматизировать ситуацию. Последний зафиксированный случай сибирской язвы у человека в нашей области датируется 2018 годом. В 2023 году по ВКО не было ни одного эпизода - ни среди животных, ни среди людей. Этому способствовало своевременное проведение вакцинации всего скота, независимо от его принадлежности.
Что касается скотомогильников, то их обещают привести в порядок.
— По санитарным правилам, павшее от сибирской язвы животное нельзя переносить, — поясняет Рамиль Сагандыков. — Его уничтожают прямо на месте, где оно пало. Тушу сжигают. Землю вокруг перекапывают на 20 сантиметров вглубь и засыпают хлоркой. После этого отмечается точка. Все эти работы местные исполнительные органы проводят. Ежегодно мы с точек берём пробы почвы после весеннего паводка и перед зимовкой. В этом году было взято 119 проб, все они отрицательные. Упавшие заборы мы починим. Где не можем сами деньги выделить, попытаемся действовать через спонсоров.
Ирина Плотникова