В Восточном Казахстане растёт число бесплодных пар
Жителям ВКО приходится все чаще обращаться к экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО), так как количество пар с мужским и женским бесплодием стремительно растет. Но семьи, которые не могут зачать ребенка естественным путем, имеют возможность пройти эту процедуру за счет государства.
В Казахстане пациенты, страдающие бесплодием, могут получить медицинскую помощь путем экстракорпорального оплодотворения на базе системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). И это право закреплено законодательно.
А в 2021 году глава государства в своем Послании народу поручил правительству запустить специальную программу "Аңсаған сәби" с увеличением квот на ЭКО в семь раз.
Чудо в каждый дом
— Первый ребенок "Аңсаған сәби" родился в Восточном Казахстане 31 октября 2021 года, — рассказывает главный репродуктолог ВКО Надира Слямханова. — На сегодняшний день по региону эта программа уже хорошо отработана.
Если проходить ЭКО на платной основе, его стоимость вместе с обязательными сопутствующими обследованиями составит около двух миллионов тенге.
— Государство выделяет на одну процедуру миллион тенге. Это покрывает затраты на стимуляцию, пункцию и подсадку, — объясняет специалист. — Что касается обследований, то почти все их можно пройти бесплатно, на уровне поликлиники.
Платить придется только в случае, если пациентам требуются редкие обследования, которые поликлиники не могут себе позволить.
Бывает и такое, что потенциальной маме не рекомендовано делать подсадку эмбриона в запланированные ранее сроки, так как результата просто не будет. В таких случаях врачи предлагают подождать и прийти на подсадку через какое-то время. Эмбрионы при этом замораживают. Но за их заморозку, хранение и разморозку пациенту нужно будет платить самостоятельно.
— И если раньше пациентам приходилось долго ждать своей очереди, вплоть до того, что некоторые супружеские пары даже успевали развестись или переставали подходить под возрастные критерии, то теперь таких проблем нет. Мы отработали все очереди, и сейчас срок ожидания составляет три – шесть месяцев, — добавляет Надира Слямхановна.
С начала действия программы регион получил 1265 квот.
— Но первые два года мы работали вместе с областью Абай, — уточняет врач.
На 2024 год регион получил 252 квоты. Если они закончатся, но при этом будут пациенты, которые хотят участвовать в программе, область может подать заявку на перераспределение. В таком случае квоты, не освоенные в других регионах, достанутся Восточному Казахстану.
Однако главный репродуктолог области считает, что выделенного количества должно хватить.
— У нас есть пациенты, которые родили с помощью ЭКО по квоте в 2021 году, а сейчас они готовятся ко второй беременности, тоже по программе, — делится Надира Слямханова. — Это говорит о том, что очередей действительно больше нет.
В рамках подготовки
— За последние годы количество бесплодных пар в стране увеличилось. Растет как мужской фактор, так и женский фактор, — рассказывает врач. — При этом еще четыре года назад мужское бесплодие встречалось в 15 – 25 процентах случаев, а теперь оно идет примерно 50 на 50 с женским.
Тенденция на увеличение количества бесплодных мужчин и женщин наблюдается не только в Казахстане, но и по всему миру.
— Но у нас в стране очень хороший процент удачных ЭКО. Где-то в районе 45 процентов. В ВКО этот показатель чуть меньше и равняется примерно 38 – 40 процентам, — уточняет Надира Слямхановна.
Для того чтобы получить квоту на экстракорпоральное оплодотворение, пациенты должны соответствовать ряду критериев. Это касается в первую очередь здоровья и возраста.
— Те, кто хочет участвовать в программе, должны в первую очередь обратиться к семейному врачу или акушеру-гинекологу. Им назначат обследование, поставят "бесплодие" и установят фактор, — добавляет главный репродуктолог области. — Иногда проблему можно решить на уровне поликлиники: пара пройдет лечение — и беременность наступит без помощи со стороны.
Если же супруги не могут забеременеть без помощи репродуктивных технологий и претендуют на квоту, их выписку и все медицинские документы направляют в специальную региональную комиссию при областном управлении здравоохранения ВКО. Комиссия рассматривает случай и принимает решение.
— Тут важно не торопиться. Квот хватит всем. А готовиться к беременности в спешке, бегая за ними, просто нельзя, — считает Надира Слямханова. — Бывает такое, что узкие специалисты советуют супругам подождать и привести в порядок какие-то показатели, но пациенты отказываются, потому что торопятся и боятся, что квоты закончатся.
Это отрицательно сказывается на результатах процедуры ЭКО, что, в свою очередь, приводит только к еще более длительному ожиданию и серьезным переживаниям внутри пары.
Стоит добавить, пациенты с бесплодием могут пройти через экстракорпоральное оплодотворение один раз в год. Количество попыток не ограничено, в случае ненаступления беременности пару внесут в список претендентов на квоту на следующий год.
— В Казахстане по государственной программе работают 19 клиник, специализирующихся на репродуктивных технологиях. Из них три — государственные. В ВКО нет таких государственных учреждений, но есть филиалы частных клиник, которые проводят необходимые процедуры, — добавляет врач.
Учреждение пациенты вольны выбирать самостоятельно. Список клиник, которые оказывают услуги в рамках программы "Аңсаған сәби", есть на сайте eGov.kz.
Не навёрстывать, а предупреждать
— Бесплодие — это отдаленное осложнение, которое возникает, когда мы что-то упустили. Например, несвоевременное начало менструаций у девочек, варикоцеле (Прим: варикоцеле – варикозное расширение вен семенного канатика, несущих кровь от яичка) у мальчиков и другие моменты, — высказывает свое мнение Надира Слямханова.
А вспомогательные репродуктивные технологии — это борьба с последствиями. Кроме того, это очень дорогостоящий вид медицинских услуг. И упор надо делать не только на развитие репродуктивных технологий, но и на предупреждение фактов бесплодия среди казахстанцев.
Под превентивными мерами специалист имеет в виду комплексную работу в разных направлениях. Это и повышение качества медицинской помощи, и сексуальное просвещение подрастающего поколения, и широкий охват населения профилактическими осмотрами.
— Например, бывает, что хирурги делают гинекологические операции молодым девочкам. Но делать их должны оперирующие гинекологи... Там очень много разных нюансов и тонкостей, — считает репродуктолог.
Она отмечает, некоторые родители препятствуют тому, чтобы школьницы проходили гинекологические осмотры. При этом дома они стесняются поднимать тему полового здоровья и зачастую даже не знают о том, что у ребенка есть какие-то проблемы, будь то сбои в менструальном цикле, слишком обильные или слишком скудные менструации.
— Стесняться — не выход. Подростки должны быть осведомлены о том, к чему могут привести раннее начало половой жизни и ранние аборты. Они должны знать о методах контрацепции и заболеваниях, которые передаются половым путем, — добавляет врач.
Надира Слямханова также предостерегает тех, кто откладывает беременность, рассматривая репродуктивные технологии как запасной вариант. По словам специалиста, экстракорпоральное оплодотворение — это не панацея от всех проблем.
— Мы не должны до последнего сидеть и думать, что у нас всегда есть шанс родить ребенка с помощью ЭКО. У нас сейчас много пар, которые планируют стать родителями, но откладывают это. Делают карьеру, создают наилучшие условия жизни. А потом рожать становится поздно, — подчеркивает Надира Слямхановна. — Есть пациенты, для которых первый протокол ЭКО завершается беременностью. А есть и такие, у которых все получается только с восьмой попытки.
И ни один врач не сможет заранее сказать, сколько времени и сил уйдет на то, чтобы долгожданная беременность все-таки случилась.
Специалист также советует контролировать состояние своего здоровья, регулярно проходить общие осмотры и не игнорировать неприятные симптомы, если они вдруг появились. Это позволит сохранить не только репродуктивное, но и общее здоровье.
— Если же супружеская пара пытается зачать ребенка, в течение года не использует контрацептивы, но беременность не наступает даже при регулярной половой жизни, значит, надо подумать о каких-то факторах, которые этому препятствуют. Стоит обратиться к врачам, проверить свое здоровье более углубленно, — рекомендует Надира Слямханова.
Елизавета Седых