В ВКО продвигают Единый платежный документ
В регионах Казахстана активно внедряется система Единого платёжного документа (ЕПД), позволяющая гражданам оплачивать основные коммунальные услуги одной квитанцией. Как отмечает директор ТОО «ИВЦ» «yurta dom» Балжан Туменбаева, это нововведение облегчает жизнь абонентам и помогает избежать просрочек и штрафов.
Компания ТОО «ИВЦ», созданная в 1999 году на базе бывшего информационно-вычислительного центра Горжилуправления Алматы, а в данный момент работающая под брендом «yurta dom», с недавнего времени предпринимает поездки по регионам Казахстана с целью информирования органов управления жилфондом — КСК, ОСИ и управляющих компаний — о возможностях сотрудничества.
— Мы предлагаем стать для них технологическим партнёром, который обеспечит прозрачность и эффективность работы с жильцами, — пояснила Балжан Туменбаева.
Надо сказать, что для нашего региона это опыт не новый. В Усть-Каменогорске уже используется единая квитанция, в которую включены услуги водо- и теплоснабжения. Аналогичная работа проводится в Семее, областях Абай и Жетысу, в Талдыкоргане и других регионах.
Главное преимущество ЕПД — удобство для конечного потребителя. Сейчас многие казахстанские семьи получают отдельные квитанции за свет, воду, тепло, вывоз мусора и другие услуги. В результате накапливаются стопки бумаг, часть из которых может быть утеряна. Из-за этого нередко платятся только те счета, за просрочку которых могут отключить услугу, а по остальным накапливаются долги и начисляется пеня.
С внедрением ЕПД плата за все эти услуги объединяется в одном документе. Одна квитанция — один платёж. Это не только удобно, но и способствует большей платёжной дисциплине.
— Особенно это актуально для матерей семейств, которые чаще всего отвечают за коммунальные платежи, — подчеркнула директор компании. — Теперь им не нужно будет в конце месяца разыскивать по дому все счета, которые чаще всего приходят в разное время и неизбежно теряются.
Кроме того, при использовании ЕПД прорабатываются все каналы оплаты: банки, терминалы, отделения Казпочты. Абоненту нужно лишь ввести свой единый лицевой счёт — и он увидит всю информацию в одном окне. При нехватке средств можно частично оплатить одну или несколько услуг, и система учтёт недоплату в следующем месяце. К слову, единый лицевой счет создается автоматически, по заключении договоров между управляющей компанией и поставщиками услуг. Для этого абоненту не нужно собирать какие-то документы и тратить личное время.
При создании ЕПД строго соблюдается законодательство о персональных данных. Компания работает исключительно на основе договоров с поставщиками услуг. Все квитанции доступны в бумажном виде и в электронных сервисах, включая банковские приложения и терминалы.
— Мы понимаем, что цифровизация охватывает всё больше сфер жизни. Большинство людей уже предпочитает оплачивать счета онлайн, но при этом хотят иметь и бумажное подтверждение. Мы предоставляем обе возможности, — заключила Балжан Туменбаева.
Кстати, помимо ЕПД, в пакет, предоставляемый компанией, входят и электронные сервисы, помогающие КСК и ОСИ вести бухгалтерию, распределять расходы, работать с задолжниками, что весьма актуально для современной сферы жилищного управления. Все подсчеты при этом ведутся автоматически, что исключает из процесса пресловутый человеческий фактор и делает их более прозрачными для основных потребителей.
— В данный момент мы уже работаем над созданием ЕПД для Восточного Казахстана, — сообщил региональный директор компании «yurta dom» по ВКО Думан Токашев. — В Усть-Каменогорске с нами уже сотрудничают порядка семи органов управления жилфондом. Сейчас мы также отрабатываем ЕПД по районным центрам региона. Так, мы ведем переговоры с Алтаем, где в большей части коммунальные предприятия находятся в государственной собственности. То есть наша база клиентов формируется по ходу дела.
Мира Круль