Ярмарка мнимых возможностей и больших обещаний
Дети подождут
Строительство - это не просто больная мозоль госзакупок, говорят в экономическом суде, это нарвавший чирей. Больше всего исков в суд поступает как раз на эту тему. Случай в Урджарском районе – свежий тому пример.
- Государство выделило деньги на строительство в селе Каинды школы на 80 мест, - комментирует судья Сауле Кабидолдина. - В октябре управление строительства ВКО заключило с подрядчиком договор, в котором строителям предлагалось управиться за пять месяцев.
А дальше произошло следующее: заказчик работ в лице госоргана не предоставил строительной компании исчерпывающие сведения по проектно-сметной документации. Это в свою очередь повлекло задержку в строительстве.
- К тому же конкурс проводили второпях, стараясь успеть освоить выделенные средства. Строительство выпало на суровую нашу зиму, - говорит Сауле Сеитбековна. - Морозы сыграли свою роль: стройка встала.
Сорванные сроки породили судебные разбирательства, которые теперь уже порядком затянулись. В итоге дети села Каинды уже два года ждут обещанную школу.
Похожая ситуация произошла и в другом районе ВКО. Полмиллиарда тенге государство выделило на строительство в селе Улкен Нарын Катон-Карагайского района детского сада на 250 мест.
- Как дело дошло до строительства, начались разногласия между заказчиком и подрядчиком, - комментирует судья Кабидолдина. - В итоге обе стороны допустили нарушения в сфере госзакупок, что в конце концов привело к срыву сроков сдачи объекта.
Суд буквально завален подобными делами, и конца и края им не видать.
Дешевле не значит лучше
Поскольку государственные закупки полностью регулируют товарно-денежные отношения между госучреждениями, то даже покупка скрепок в школах производится через эту систему.
- Серьезная проблема в том, что школы, больницы, детские сады вынуждены самостоятельно заниматься государственными закупками, - говорит Сауле Кабидолдина. - Чаще всего эта работа достается завхозам, людям без специального образования. Суд рассматривает десятки исков, когда заказчики в лице госучреждений путем госзакупок приобретают те или иные товары, переводят деньги, а недобросовестные поставщики оставляют своих покупателей потом ни с чем.
Так было и с Выдрихинской общеобразовательной школой-детским садом. Почти 700 тысяч тенге школа заплатила предпринимателю, выигравшему тендер, за товар, который так и не был поставлен, привели пример в суде.
Из трех возможных способов проведения госзакупок госучреждения чаще всего прибегают к самому быстрому и простому – способу ценового предложения. Здесь все до безобразия просто: кто предложит самую низкую цену – тот и победил.
- Отсюда у нас некачественная мебель в школах, одежда нижайшего качества для воспитанников детских домов, - добавляет Сауле Кабидолдина.
Так, в одном из таких учреждений в Семее руководство закупило для девочек выпускные платья. Взяли одной расцветки, буквально за пару тысяч тенге каждое. Какую обиду испытали девочки, сколько пролили слез, даже представить сложно.
Грабли в Казахстане не растут
Свои трудности в почти фантастической стране госзакупок испытывают и представители бизнеса. Мало кто знает, но наше правительство на законодательном уровне утвердило два списка продовольственных и хозяйственно-технических товаров, закупка которых проводится в первую очередь у отечественных производителей.
Перечень, надо отметить, внушительный. К примеру, согласно требованиям по продуктам питания, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики и вишню госучреждения должны покупать у отечественных производителей. Ладно, летом и осенью нас юг страны более-менее снабжает, но ведь зимой повсеместно правят бал исключительно фрукты и овощи китайского производства.
Список техсредств выглядит еще чудеснее. Здесь кожаные изделия, обувь отечественного производства, а еще музыкальные инструменты, медоборудование, спортивные товары, грузовые автомобили и даже пожарные машины. После прочтения этого списка стали закрадываться сомнения - точно ли мы живем в Казахстане?
- Недавно мы были вынуждены признать одну фирму недобросовестным участником госзакупок только потому, что она взялась поставить в госучреждение садовые инструменты заграничного производства, - говорит Сауле Кабидолдина. - Тогда как по условиям конкурса и договора данная продукция отнесена в разряд продукции отечественных производств. А что делать, закон есть закон.
Руководителю областного филиала палаты "Союз Атамекен" Игорю Шацкому известны и вовсе анекдотичные истории. Доходит до смешного - в Риддере конкурс на госзакупку пятисот буханок хлеба выигрывает предприятие из Атырау. Или при отсутствии демпинга в конкурсе на технический надзор и проектные работы претендент скидывает цены до 90 процентов. Есть случаи по области, когда выигрывали конкурс за один тенге! Только в этом году такое случалось четырежды.
- Борьба по вопросам госзакупок у нас идет постоянно, когда мы пытаемся продвинуть изменения в законодательство, - поделился господин Шацкий на недавней встрече с предпринимателями Риддера. - Убрали сейчас в госзакупках предоставление нотариально заверенных документов. Раньше доходило до того, что конкурсная заявка составляла 4500 листов! Это соревнование не в способности выполнить ту или иную работу по госзаказу, а просто в умении делать красивые бумажки.
Судить их мало
Больше всего нареканий в этом году у прокуратуры и экономического суда к областному управлению строительства. Через это ведомство проходит большинство строительных лотов, под которые государство выделяет просто феноменальные деньги. По данным надзорного ведомства, в отношении должностных лиц управления строительства ВКО возбуждены уголовные дела по статье 307 – злоупотребление должностными полномочиями. Еще ряд уголовных дел возбужден по фактам хищения бюджетных средств путем приемки фактически невыполненных работ. По всем эпизодам финансовая полиция в настоящее время ведет расследование.
В экономическом суде считают, что если бы финконтроль приходил на каждое их разбирательство, у финансовой полиции работы значительно бы прибавилось.
Анастасия Куприянова, Наталья Потапова