Билеты по истории Казахстана до сих пор неизвестны выпускникам в ВКО

14 мая 2022, 10:42
Сейчас читают:

Родители одиннадцатиклассников и учителя школ ВКО бьют тревогу. В прошлом месяце МОН РК внезапно сменило форму проведения экзамена по отечественной истории. Но экзаменационные материалы в школы до сих пор не поступили.

О том, что экзамен по истории Казахстана будет проводиться в устной форме, в школах узнали только во второй половине апреля. Это стало полной неожиданностью как для выпускников, так и для преподавателей. По словам учителей, до сих пор они готовились к экзамену по той же форме, которая была в прошлом году.

— Ориентации по форме экзамена долго никакой не поступало, — рассказывает учитель истории одной из городских школ, попросивший скрыть его имя. — В доковидные годы традиционно у нас был устный экзамен. Тогда билеты мы знали заранее и спокойно по ним готовились. В позапрошлом году экзамена вообще не было, в прошлом сдавали письменно. Это был тест из трёх блоков: десять вопросов с одним вариантом ответа, пять — со множественными вариантами, и ещё три, требующие развёрнутого ответа. Пробные экзамены проводились именно в этом ключе. Мы детей на это ориентировали. А в середине апреля вышел приказ Министерства образования, что история Казахстана будет сдаваться устно, 30 билетов по три вопроса в каждом. Билетов нет. А ведь это новая программа! Не сказали, придут билеты, не придут, когда мы их увидим? Кто их будет разрабатывать? Естественно, все родители на ушах.

Напомним, что в 2022 году заканчивают школу первые "птенцы обновлёнки", которые занимались по учебникам, категорически отличающимся от прежних. По каким учебникам будут сформированы новые вопросы, до сих пор остаётся загадкой.

Ситуацию с поздним информированием о форме проведения экзамена подтверждают в управлении образования ВКО. Впрочем, там проблемы, похоже, не видят.

— На основании приказа Министерства образования и науки РК от 20 апреля 2022 года итоговая аттестация для обучающихся 11 класса по истории Казахстана проводится в устной форме, — комментирует руководитель управления Сайрангуль Жумадилова. — Итоговая аттестация для обучающихся 9 (10) класса по истории Казахстана проводится в форме письменного экзамена в рамках предмета по выбору. Разъяснительная работа по ознакомлению с правилами итоговой аттестации проводится в полном объёме и своевременно. Разработку экзаменационных материалов для 11 класса осуществляет Комитет дошкольного и среднего образования МОН РК, для 9 классов – управление образования ВКО. Передача экзаменационных материалов будет осуществлена до проведения экзамена.

Впрочем, судя по высказываниям преподавателей и представителей администрации средних школ, они не считают проводимое информирование полным и своевременным. И увидеть билеты предпочли бы не за несколько минут до экзамена. До сих пор в распоряжении учителей и учеников имеются лишь пять билетов, представленные в виде образца в документе под названием "Спецификация итоговой аттестации". И никто не гарантирует, что именно эти билеты окажутся в числе ожидаемых экзаменационных материалов.

— Билеты мы получим согласно правилам, — поясняет директор одной из школ ВКО, также просивший не называть его. — А правила следующие. Есть 1500 вопросов. И никто не знает, что из этих вопросов будет в билетах. За 15 минут до начала экзамена нам эти билеты дадут. Ещё и фотографировать будем — в подтверждение, что конверт вскрыли только что. Мы писали везде о том, что это ситуация недопустимая. Ни учитель, ни дети не знают, как к экзамену готовиться. Даты событий без конца корректируют в разных учебниках, вариантов масса — и какой из них правильный? До "дистанционки" мы такой опыт уже имели. Вопросы готовили в НИШ, уровень их — соответственный. В новых учебниках — одни проблемные вопросы. Качество сдачи уже два года назад существенно упало. Теперь, по моему мнению, нынешняя ситуация скажется ещё более отрицательно. После "дистанционки" дети вышли никакие. А сейчас их просто добивают этой неопределённостью.

Ещё один аспект будущего экзамена беспокоит принимающих учителей. В "Спецификации" предложено распределение баллов по задачам оценивания и шкала переводов баллов в оценки.

— Разбалловка, которую нам дали, больше соответствует не устному, а письменному экзамену, — беспокоится учитель истории. — Первый вопрос — пять баллов, второй — десять, третий — 15. Всего 30. И по какому принципу эти баллы должны даваться? Городской отдел образования нам разъяснения по этому поводу не даёт. Я вообще не знаю, есть ли у нас сейчас методист по истории.

Учителя активно обсуждают создавшееся положение в профессиональных чатах, решая, как ориентировать выпускников и их родителей. А родители, обеспокоенные судьбой своих чад, по словам педагогов, уже готовы взорваться от негодования. Их дети в очередной раз становятся жертвами  эксперимента чиновников от образования.

Ирина Плотникова

Также читайте