ВКО рискует потерять регулярные междугородние пассажирские перевозки

25 марта 2023, 3:28
Сейчас читают:

В ночь на 6 марта сломался и намертво встал автобус, следовавший из Новосибирска в Усть-Каменогорск. Форс-мажорная ситуация, возникшая во время международного рейса, высветила глубокие проблемы регулярных пассажирских перевозок. Почему с автовокзала больше нельзя уехать в некоторых направлениях? Как получилось, что регулярные перевозчики уступили рынок "нелегалам"? Нужно ли нашей области регулярное автобусное сообщение и что требуется сделать, чтобы его сохранить, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Поломка в пути

Случается, что транспорт ломается в дальнем рейсе и его приходится чинить в дороге. Обычно водители сами устраняют проблему, и автобус хоть и с опозданием всё же приходит из пункта А в пункт Б. Но на этот раз пассажиры не смогли добраться до места назначения на том автобусе, на который сели в Новосибирске.

— Уже в начале движения стало абсолютно понятно — он неисправен, — рассказывает свою версию пассажирка Наталья. — Даже при низкой скорости передвижения было слышно, с каким трудом водитель по нескольку раз пытается переключать скорость. В итоге две плановые остановки в дороге превратились в ремонтные. В третий раз автобус не завелся. И нам было просто объявлено, что теперь сидим и ждем, когда администрация Усть-Каменогорского автовокзала отправит другую машину. Никаких объяснений, извинений, попыток что-то сделать для удобства и безопасности пострадавших пассажиров. Просто был погашен свет в автобусе и открыта передняя дверь для желающих эвакуироваться. Поселок Курья, ночь, 1 час 40 минут, минусовая температура на улице, более 100 километров до границы, водитель, устранившийся от каких бы то ни было решений и действий. Благодаря многочисленным звонкам пассажиров служба 112 РФ договорилась о размещении нас для обогрева в ДК поселка, куда большинство и отправились.  

Примерно половина пассажиров решила не дожидаться обещанного транспорта из Усть-Каменогорска, а добираться домой на перекладных. Остальные вернулись домой на автобусе, который приехал за ними около десяти утра. По версии водителей, их сильно задержали на границе.

Ещё на трассе возмущённые путешественники написали заявление, требуя вернуть им деньги за билеты. Подписали его 24 человека.

— Ужасает сам факт выезда на сломанном транспорте, те последствия, которые он мог за собой повлечь, — негодует Наталья. — И бессилие добиться ответа от администрации вокзала за действия водителя, принявшего решение все-таки выезжать, взявшего на себя ответственность за 47 человек и бросившего их самостоятельно выходить из возникшей по его вине аварийной ситуации.

Возврат не предусмотрен?

Согласно ответу, полученному пассажирами от руководства автовокзала, поломка в пути произошла из-за непредвиденных обстоятельств.

"На обслуживание данного рейса был привлечён автобус, прошедший полное техническое обслуживание, — поясняет директор Усть-Каменогорского автовокзала Алмаз Бейсенгазин. — Однако при выполнении обратного рейса в результате долива в пути некачественного горюче-смазочного материала про­изошло заклинивание двигателя. При такой поломке дальнейшее движение автобуса было невозможно. Экипаж сразу же после возникновения данной ситуации сообщил о случившемся в диспетчерскую службу автовокзала: место остановки, причину остановки, количество пассажиров — и стал ждать дальнейших указаний. В течение получаса диспетчерской службой были найдены варианты доставки пассажиров в пункт назначения. В направлении автобуса, где находились пассажиры, выехал автобус, предоставленный этой же компанией-перевозчиком. Впоследствии все оставшиеся пассажиры были доставлены в Усть-Каменогорск".

Согласно ответу дирекции автовокзала, оснований для возврата полной стоимости билета нет, поскольку уехавшие своим ходом пассажиры самостоятельно расторгли договор перевозки в одностороннем порядке. Неисправность в пути не является основанием для возмещения затрат на поездку, поскольку компания приняла необходимые меры и выполнила в итоге свои обязательства. Основанием для возврата денег, по словам дирекции автовокзала, стал бы отказ от поездки из Новосибирска самих людей либо отмена рейса компанией-перевозчиком. Однако перевозчик принимает во внимание ситуацию и предлагает уехавшим самостоятельно пассажирам вернуть деньги за поездку от Курьи до Усть-Каменогорска.

Не перенесли ковида

По версии руководства Усть-Каменогорского автовокзала, некачественное масло, залитое в двигатель злополучного автобуса, было соломинкой, которая ломает спину верблюду. За фактом поломки в дороге стоят куда более серьёзные проблемы.

— Автобус был после капитального ремонта, — поясняет директор Алмаз Бейсенгазин. — В дороге произошла поломка. Перевозчик отдал 300 тысяч тенге, чтобы буксировать этот автобус сюда. Заправил резервный автобус и привёз пассажиров до места. Проблема даже не в том, что автобус сломался. Проблема глубже. Мы разорились. На сегодня все компании имеют долги перед магазинами, торгующими запчастями. Берут в долг, чтобы ехать.

Все помнят, что во время пандемии автобусное сообщение было закрыто долгие месяцы. Всё это время компании-перевозчики и автовокзал продолжали оплачивать коммунальные расходы и зарплату работникам, хотя доходов у предприятий не было. А когда карантинные ограничения были сняты, оказалось, что рынок пассажирских перевозок плотно заняли "нелегалы". Постановления санврача дозволяли ездить по области на легковом автотранспорте, поэтому нишу внутриобластных перевозок закрыли таксисты. Поездки через сухопутную границу РК происходили так. Нелегальные перевозчики довозили пассажиров до погранперехода Ауыл — Веселоярск, который люди пересекали пешком. А на той стороне их уже ожидали на машинах российские партнёры. Забронировать поездку можно было через Instagram.

— Работники автотранспортных предприятий голодали во время карантина, — излагает свою версию Алмаз Бейсенгазин. — Было постановление правительства о государственной поддержке деятельности предприятий, которые пострадали от пандемии. В этот список пассажирские автобусные перевозки не вошли. В городе у человека всегда есть альтернатива: трамвай, такси, пешком можно дойти. А на меж­городе нет альтернативы. Поэтому нелегальный рынок и развивается.

По мнению директора автовокзала, в период пандемии по сути были созданы конкурентные преимущества для "нелегалов". Сегодня это преимущество поддерживается тем, что минивэны нерегулярных перевозчиков быстрее проскакивают границу, а большие автобусы значительно дольше задерживаются на таможне. По карману регулярных перевозчиков бьёт также высокая цена на дизтопливо, которым заправляются автобусы. Существует также кадровая проблема. Чтобы получить категорию "Д", дающую право на управление большим автобусом, необходимо вначале получить права категории "Д1" и три года отъездить на микроавтобусе. Но в городе сегодня не существует столько маршрутов, чтобы водители могли получить необходимую практику на микроавтобусах. Только за 2020 год официальные перевозки потеряли 64 водителя, уволившихся, потому что нечем было кормить семьи. Из 170 человек, ранее работавших на автовокзале, сейчас осталось чуть больше 40. Из 30 компаний-перевозчиков пандемию сумели пережить только пять.

Потому что в кузнице не было гвоздя…

На сегодняшний день от Усть-Каменогорского автовокзала перестали ходить автобусы в Зайсан, Шемонаиху, Катон-Карагай, Курчум, Большенарым, Семей, Серебрянск, Алтай. В Риддер до пандемии ездило десять маршрутов, сейчас осталось только три. Все эти направления теперь обслуживают нелегалы.

А может, так тому и быть? Перевозки, ставшие нерентабельными, должны быть ликвидированы в соответствии с экономическими законами капитализма? Но не вызовет ли это серьёзные социальные последствия? Алмаз Бейсенгазин всё время вспоминает английскую песенку о том, как была проиграна война из-за того, что не подковали лошадь.

— Кто на автобусе ездит? — рассуждает директор автовокзала. — Безработные, инвалиды, пенсионеры, студенты. Люди, у которых в посёлках работы нет, они едут в город. Эта инфраструктура работает на социально уязвимые слои населения. У кого есть своя машина или средства, чтобы летать на самолёте, тот не ездит на автобусе. Автобус — это на сегодняшний день самый дешёвый вид пассажирского транспорта. Несмотря на это, мы не являемся приоритетной отраслью. По всей стране сейчас так. Это ситуация вымирания. А потом будут миллиарды выделяться на восстановление.

По мнению нашего собеседника, официальные пассажирские перевозки необходимо сохранять не только потому, что у них дешевле цена билета, а рейсы осуществляются регулярно независимо от степени загрузки. Это и вопрос безопасности.

— "Нелегалы" не проходят медицинского освидетельствования, — комментирует Алмаз Бейсенгазин. — У них нет понятия режима труда и отдыха. Если мы свежего водителя сажаем, то он сел на свою машину и "бомбит" на ней, пока не отобьёт свой кредит. В прошлом году было много аварий с летальным исходом. Это были частные машины, которые никто не рассматривал как перевозчиков. Есть и технические особенности. У нас в автобусах посадка высокая. Даже при столкновении люди не гибнут. Конструкцией это предусмотрено.

Цена репутации

Инциденты в дороге, подобные тому, что произошёл возле Курьи 6 марта, безусловно, подрывают деловую репутацию регулярных перевозчиков. Для её восстановления требуется как минимум обновить автопарк. Но на это у компаний, уцелевших на рынке, сегодня нет денег. Для получения банковского кредита требуется предоставить финансовую отчётность за три года, которая бы доказывала рентабельность предприятия. Но именно в последние годы с рентабельностью у перевозчиков беда. Сейчас ни один из них не может подтвердить свою состоятельность, чтобы взять кредит. Есть ли выход из этой патовой ситуации?

— Чтобы быть конкурентоспособным, перевозчик должен купить себе новый транспорт, поднять заработную плату работникам, улучшить свою инфраструктуру, — анализирует Алмаз Бейсенгазин. — Но за последние три года перевозчики ушли в убытки. Им нужно прибегать к заёмным средствам. И тут два варианта: субсидирование из бюджета или кредит. Субсидирование — это невозвратные деньги. Кредит — возвратные. Нужна только помощь в виде государственных гарантий банкам и создания условий, чтобы мы могли нормально работать. Надо также освободить перевозчиков, которые получили гарантию, от уплаты таможенных сборов-платежей, утильсбора и прочего. Перевозчик должен иметь возможность самостоятельно, без посредников, выбрать машину от производителя. Чем ниже будет цена приобретаемого автотранспорта, тем ниже запрашиваемая у банка сумма и выше возвратность. Тогда в ближайшие пять лет перевозчик в состоянии будет содержать автопарк, водительский состав и бесперебойно работать на маршрутах.

Услышат ли власти этот крик о помощи? Или регулярные пассажирские перевозки продолжат тихо разоряться и умирать, вызывая справедливые нарекания пассажиров качеством предоставляемого сервиса? Но не столкнёмся ли мы в недальнем будущем с ситуацией, когда вместо рутинной процедуры покупки билета на автовокзале гражданам придётся самим искать способы добраться из пункта А в пункт Б?

Ирина Плотникова

Также читайте