В медучреждениях ВКО вакцинируют мёртвых, а живых пациентов обслуживают без их ведома?

30 октября 2021, 10:54
Сейчас читают:
В медучреждениях ВКО вакцинируют мёртвых, а живых пациентов обслуживают без их ведома? В медучреждениях ВКО вакцинируют мёртвых, а живых пациентов обслуживают без их ведома?
В медучреждениях ВКО вакцинируют мёртвых, а живых пациентов обслуживают без их ведома?

Жалобы на медицинские услуги в области все чаще звучат, как сюр. Чего стоят одни приписки: сидит себе человек на работе, а потом вдруг узнает, что в это время он, оказывается, был на приеме в районной больнице. А как не удивиться, обнаружив, что скончавшегося в прошлом году родственника приглашают на второй этап вакцинации? Особенно если по датам выходит, что первый компонент прививки от коронавируса человек получил уже после смерти.

Мёртвых душ на три тома

29 сентября в одном из городских пабликов появилось странное обращение от имени жителя ВКО. Из сообщения следует, что его отца, который умер 11 октября 2020 года, пригласили на вакцинацию в больницу Кокпектинского района 29 сентября 2021 года. Можно было бы списать это на случайность, но 20 октября с номера 1414 пришло еще одно SMS, уже с приглашением на второй этап вакцинации.

"Кагбуд-то он одну (прививку — прим. ред.) поставил и его приглашают на вторую", — возмущался автор сообщения (орфография и пунктуация автора сохранены).

Кроме того, SMS пришли на номер дочери почившего. А сам мужчина перед смертью проживал даже не в Кокпектинском районе, а в областном центре. И прикреплен он был к одной из усть-каменогорских больниц.

В не менее странной ситуации оказались и бывшие жители Усть-Каменогорска, которые несколько лет назад перебрались в Россию.

"Мы с супругой переехали на ПМЖ в Российскую Федерацию из Усть-Каменогорска в 2017 году, гражданство сменили на российское в марте 2019 года, — рассказал мужчина. — Поскольку у нас в Казахстане остались родственники и друзья, мы оставили себе прежние номера мобильных. Так вот 7 сентября 2021 года супруге на ее номер казахстанского оператора приходит SMS-оповещение о том, что она прошла первый этап вакцинации и приглашена на второй этап 28 сентября".

А 28 сентября женщина получила еще одно SMS с информацией о том, что второй этап вакцинации успешно пройден и в приложении "eGov mobile" ей теперь доступен электронный паспорт вакцинации на ее имя.

Ошибочка вышла?

В управлении здравоохранения Восточно-Казахстанской области заявляют, что подобные ситуации не более чем ошибки. Возникают они из-за несовершенства информационной системы и "Модуля вакцинации".

— Ошибки исправляются, проверка на местах проводится во всех поликлинических учреждениях внутренним аудитом, — уверяют в ведомстве.

Однако соответствующую статистику в управлении не ведут и количество спорных фактов вакцинации, соответственно, назвать не могут.

— По факту публикации, касающейся гражданки Российской Федерации, поясняем, что при вводе данных пациентки была допущена ошибка, которая исправлена удалением данных о вакцинации этой пациентки из "Модуля вакцинации", — добавляют в ведомстве.

К слову, медсестру, которая неверно ввела данные, "наказали рублем".

Остается один вопрос что же это за несовершенства системы такие, из-за которых люди, которые на вакцинацию даже не приходили, в системе отображаются как привитые? Разве не во время явки граждан в пункт вакцинации данные в базе обновляют и корректируют?

Вашу маму и тут и там передают

Приписки еще одна странность отечественного здравоохранения. Управа на них не найдена по сей день, а появляться они стали после перехода страны на систему социального медицинского страхования.

Так, 13 октября 2021 года жительница Усть-Каменогорска Елена, как обычно, была на работе. Весь день она находилась в офисе, на виду у коллег и начальства. Отвлекалась только на обеденный перерыв, да и тот прошел за офисным столом. А к вечеру горожанке пришло оповещение из приложения "Damumed". Согласно данным приложения, в указанный день женщина посещала Катон-Карагайскую районную больницу. Да не просто посещала, а была на полноценном приеме у врача.

— Вот и до меня "прогресс" дошел, — прокомментировала ситуацию шокированная горожанка, которая в Катон-Карагае не была очень и очень давно.

Еще одну жительницу областного центра Ирину приписками не удивить. Она давно уже целенаправленно мониторит приложение "Damumed" и оставляет отзывы на сомнительные приемы с примечанием, что подобных услуг она не получала.

Буквально на днях Ирина вновь обнаружила несколько странных записей о приемах, на которых якобы была ее семилетняя дочь. Дело в том, что школа, в которой учится ребенок, относится к врачебной амбулатории (В.А.). И именно там, судя по записям в "Damumed", девочка  регулярно получает какие-то услуги.

— Создается впечатление, что мой ребенок от врача не вылезает. Прием проходит даже в то время, когда моего ребёнка в школе быть в принципе не может, — говорит читательница.

Ирина отмечает: ей доподлинно известно лишь об одном осмотре школьницы врачами ВА. Этот осмотр состоялся недавно, и дочь сама рассказала о том, что врачи посетили школу, измерили рост и вес детей.

Оказали на словах

По информации филиала НАО "Фонд социального медицинского страхования" по ВКО, за первое полугодие 2021 года в области было выявлено 285 неподтвержденных случаев оказания медуслуг. Из них 81 случай в Усть-Каменогорске.

— Среди поставщиков наибольшее количество приписок допущено в КГП на ПХВ "Больница скорой медицинской помощи", КГП на ПХВ "ВК областной специализированный медицинский центр", КГП на ПХВ "Районная больница Глубоковского района", — добавляют в областном филиале ФСМС.

С этим неприятным явлением ведется жесткая борьба.

— Каждое обращение по припискам было разобрано. Мы проверяли все журналы и информационные системы, — поясняет директор ВКО филиала НАО "ФСМС" Галымжан Абилов. — Если там отсутствует соответствующая запись или вообще след этой консультации, то мы накладываем сразу 300-процентный штраф на медицинскую организацию. То есть стоимость этой услуги умножаем на 300 процентов и наказываем таким образом медицинскую организацию.

Директор отмечает, в некоторых случаях приписки возникают в механическом порядке. Например, медицинский работник при вводе ИИН пациента неправильно забивает всего одну цифру и вот уже услугу "получает" совершенно другой человек, который в данной поликлинике никогда и не был.

По словам руководителя фонда, медицинские организации не заинтересованы в том, чтобы получать финансовую выгоду посредством приписок.

— Они прекрасно осведомлены о рисках, — добавляет Галымжан Абилов.

А риски вполне существенные. Ведь если учреждение уличат в систематическом оказании спорных услуг, ему будут грозить многомилионные штрафы.

Это что же получается? Протоколы работы есть, карательные механизмы тоже. Медработникам прекрасно известны и те, и другие. Но приписки и нелицеприятные истории, связанные с прививочной кампанией от коронавируса, все равно возникают. Возникают и очень больно бьют по репутации отечественной медицины, к которой, к сожалению, население и без того относится очень настороженно.

Пожаловаться на приписки можно в Службу поддержки пациентов и внутренней экспертизы медицинской организации либо через колл-центр управления здравоохранения области по номеру 8(7232) 701-131.

В случае, если вопрос не был решен указанными выше способами, можно оставить жалобу на сайте fms.kz, через теллеграм-бот @SaqtandyryBot, через мобильное приложение Qoldau 24/7, на портале egov.kz и через круглосуточный колл-центр НАО "ФСМС" по номеру 1406.

Елизавета Седых

Также читайте