Инспекция транспортного контроля ВКО: нелегальных перевозчиков становится всё больше
Не секрет, что начиная с 2020 года, когда регулярные пассажирские перевозки в ВКО практически прекратились, многие представители этого бизнеса так и не смогли оправиться от последствий пандемии коронавируса. Нишу, покинутую официальными перевозчиками, быстро заняли нелегалы. При этом, как выясняется, многие из них грубо нарушают закон и не предоставляют никаких гарантий пассажирам, передает корреспондент YK-news.kz.
— С начала июля на сегодня мы проверили 108 пассажирских транспортных средств, составлено шесть административных протоколов за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа, — рассказал главный специалист инспекции транспортного контроля ВКО Еркебулан Нургалиев. — За прошлый год было выявлено 78 нарушителей. Нелегальных перевозчиков становится больше.
Нелегальными считаются перевозчики, которые работают без соответствующих документов, предрейсовых техосмотров, медицинского осмотра водителей. Такие перевозчики представляют опасность для пассажиров. Это недобросовестные предприниматели, не платящие налоги. Особенно они активизировались с периода пандемии коронавируса, когда официальные перевозчики приостановили свою деятельность, и до сих пор составляют конкуренцию рейсовым автобусам.
— Для нас самое главное — обеспечение безопасности и комфорта пассажиров при перевозке, сохранение их жизни и здоровья, — отмечает Еркебулан Нургалиев. — Поэтому мы призываем граждан пользоваться услугами тех предпринимателей, которые имеют разрешительные документы, несут полную ответственность за пассажиров и соблюдают установленный режим труда и отдыха.
К слову, выявленным нелегалам по статье 571 КоАП РК (нарушение правил перевозки пассажиров и багажа) грозит административный штраф. В случае повторных нарушений предусмотрены меры вплоть до высадки пассажиров и водворения транспортного средства на штрафстоянку. Что в любой момент может ударить и по пассажирам, неосмотрительно воспользовавшимся их услугами. Кому захочется, чтобы его высадили на полпути, потому что водитель или транспорт не соответствует законодательным нормам?
Департаментом полиции ВКО проводятся мероприятия, направленные на профилактику и недопущение ДТП и снижение аварийности.
— Но тем не менее нелегальные перевозчики, среди которых много водителей праворульных автомобилей, зачастую сами подвергаются большому риску и рискуют своими пассажирами, — комментирует заместитель начальника управления местной полицейской службы ДП ВКО Андрей Ларионов. — Праворульный автомобиль опасен тем, что ему, чтобы убедиться в безопасности обгона, необходимо очень сильно выдвинуться на встречную полосу. Есть у нас водители недисциплинированные, которые игнорируют правила, допускают выезд на встречку, что приводит к ДТП с тяжкими последствиями. Тем более что сейчас у нас летний период, отпускной сезон — интенсивность движения увеличена. В моменты ДТП часто выясняется, что нарушителем выступал таксист, нелегально перевозящий пассажиров. Зимой, когда перекрывают дороги, регулярные перевозчики приостанавливают свою деятельность. А нелегальные перевозчики игнорируют запреты. И мы затрудняемся определить, сколько у нас там пассажиров, где они, в какую беду попали.
В период проведения республиканского ОПМ «Автобус» сотрудники департамента выявили более 200 административных правонарушений: переоборудование транспортного средства, отсутствие прохождения ежегодного техосмотра, предрейсового техосмотра и так далее. Сейчас на автотрассах усилен жесткий контроль за передвижениями этого вида автотранспорта.
— Те, кто осуществляет нелегальные перевозки на постоянной основе, по одним и тем же маршрутам, противоречат законодательству РК, — поясняет заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО по вопросам пассажирского транспорта Айжан Рахимбаева. — Они практически дублируют деятельность автовокзала. Но автовокзал в соответствии с правилами реализует билеты, а эти предприниматели организуют стихийные кассовые пункты с активной рекламой в социальных сетях. Это законом не регулируется. Следовательно, у пассажиров, в случае возникновения каких-то нештатных ситуаций, не будет норм, которые будут защищать их права. Билет, реализуемый автовокзалом, является, по сути, публичной офертой — договором между пассажиром и перевозчиком. А нелегальные предприниматели ничем безопасность и комфорт пассажиров не гарантируют.
Кроме того, по данным управления, перевозки зачастую организуют иностранные предприниматели. А по закону перевозка пассажиров по территории страны на иностранных транспортных средствах запрещена.
— Трансграничные регулярные перевозки осуществляются предпринимателями с той и другой стороны на паритетной основе, через день, — продолжает представитель ведомства. — И это регулируется соответствующим официальным актом. Регулярный перевозчик в обязательном порядке формирует список пассажиров, с которым он проходит пограничный контроль. В момент возникновения нештатной ситуации мы можем обратиться в автовокзал, и он даст нам выписку по данным пассажиров. При нелегальной перевозке пассажир не защищен.
Но актуальным является еще и то, что в данный момент создалась ситуация, когда не до всех населенных пунктов области ходят рейсовые автобусы. Как же быть, если до нужного тебе города или села вообще не существует рейсов?
— Это происходит как раз из-за деятельности нерегулярных перевозчиков, а именно, такси, — считает Айжан Рахимбаева. — Из-за них многие регулярные маршруты свою деятельность приостановили. Из-за нерентабельности. Также деятельность нерегулярных перевозчиков приводит к тому, что завышается стоимость проезда. Иногда таксисты завышают ее искусственно.
В управлении сообщили, что на текущий момент из областного бюджета началось выделение средств на субсидии для покрытия убытков перевозчиков по 32 социально значимым маршрутам внутри ВКО. Это позволит возобновить приостановленные и ранее закрытые маршруты.
— С июня нам выделили на субсидии перевозчикам на международных и внутриобластных маршрутах 50 миллионов тенге, а на последней сессии маслихата дали дополнительно 135 миллионов, — поделилась Айжан Дудубековна. — То есть пассажиры могут воспользоваться регулярным маршрутом, тариф на который регулируется местным исполнительным органом, и конкретная разница возмещается перевозчику, что позволяет обеспечить доступный уровень тарифа. Мы знаем, что сегодня регулярные перевозчики неконкурентоспособны, так как цена на дизельное топливо выше, чем на самый высооктановый бензин. Его цена доходит до 300 тенге за литр. Мы готовы наших перевозчиков поддерживать и уже это делаем. Конечно, враз этот вопрос не решится, но работа начата. И она будет продолжаться. Надеемся, что в свете выделения средств на субсидии многие перевозчики заинтересуются, и мы сможем обеспечить перевозки по всем социально значимым маршрутам.
Так, с 9 июня возобновился маршрут Усть-Каменогорск — Самарское — Курчум. Также перешел на ежедневное курсирование автобус, следующий из Усть-Каменогорска в Зайсан, который ранее работал через день. С июня возобновился маршрут Усть-Каменогорск — Шемонаиха через Верх-Убу. Наладилась перевозка в близлежащие населенные пункты — Глубокое, Алтай, маршруты до которых в течение долгого времени были приостановлены.
К сожалению, бюджет по закону не может субсидировать межобластные маршруты, поэтому нет прямого рейса Усть-Каменогорск — Семей, но проезд до него обеспечивается проходящими маршрутами, такими как Усть-Каменогорск — Караганда и Усть-Каменогорск — Астана.
Это ни в коем случае не значит, что с восстановлением регулярных перевозок полностью запретят деятельность такси на внутриобластных маршрутах.
— У нас в законодательстве есть четкое понятие нерегулярных перевозок, — говорит в заключение Айжан Рахимбаева. — Это перевозки разового характера, туристические либо экскурсионные. Деятельность такси никто не запрещает, их работу регламентируют другие нормы закона.
Мария Петрова