В Восточном Казахстане школьницы становятся жертвами анорексии

7 февраля 2015, 4:17
Сейчас читают:
В Восточном Казахстане школьницы становятся жертвами анорексии В Восточном Казахстане школьницы становятся жертвами анорексии
В Восточном Казахстане школьницы становятся жертвами анорексии

В августе 2014 года на всю республику прогремел случай с девятилетней Айгерим из Усть-Каменогорска. Девочка стала буквально таять на глазах, с пугающей быстротой скидывая килограмм за килограммом. Врачи поставили маленькой пациентке диагноз "анорексия". Оказалось, что третьеклассница не единственная школьница в Усть-Каменогорске, которую настигла эта болезнь. Врачи бьют тревогу: анорексия "молодеет" и её жертвами становятся все новые и новые ученицы, передаёт корреспондент YK-news.kz.

Нелечебное голодание

Марине Тишковой (имя и фамилия изменены по этическим соображениям) - 14 лет. У неё точёная фигура и тонкая талия, как у балерины. Худеть ей вряд ли стоит. Марина с этим соглашается, но по-прежнему привычно считает калории и отмеряет порции еды.

- Сейчас ещё ничего, вы меня раньше не видели, - грустно улыбается собеседница. - Я не просто считала, я отказывалась есть. Все мысли были только о том, как обойтись без завтрака, обеда, ужина и при этом не упасть в обморок. Это ужасно.

Марина никогда не была полной, и всё же приятная округлость бёдер совсем не радовала девушку. Вдобавок кто-то из знакомых случайно обронил: "Маринка у нас пышечка". Школьница пришла к выводу, что пышные формы ей совсем не к лицу, и решила бороться с этим кардинальными мерами.

- Мне так хотелось, чтобы на меня оборачивались на улице - какая модель идёт! - признаётся Марина.

Она и не подозревала, что диеты приведут её на больничную койку, а люди действительно станут провожать ее взглядом, задаваясь вопросом: кто довел подростка до такого измождённого состояния

Первым делом девятиклас­сница решила найти единомышленников. В социальной сети вступила в группу "Типичная анорексичка". Количество единомышленников превзошло все ожидания: желающих скинуть вес экстремальными способами и до экстремальных значений оказалось свыше четырёхсот тысяч человек. Это небольшой город, основное "население" которого - девочки-подростки от 12 до 17 лет. Голодный город, где разрешено всё, кроме еды. Город, в который "переехало" триста школьниц из Усть-Каменогорска.

Ответить на самый главный вопрос, почему же школьницы начинают изнурять себя диетами, попытались сами участницы группы "Типичная анорексичка". Тинейджеры сошлись во мнении, что причина в общественном осуждении. На странице написано: "Раньше близкие мне люди издевались над тем, что я толстая, тем самым заставляя меня похудеть. А теперь они заставляют меня есть, боясь, что от меня останутся кожа да кости".

Чтобы девушки не забывали о суровой диете, на странице размещают мотивирующие картинки и записи:

"Хватит есть. Еда, как наркотик. Откажись от неё";

"Не жри, не будешь жалкой неудачницей";

"Хочу похудеть больше, чем жить";

"Я не ела три дня. Зачем? Чтобы быть красивой".

Дабы добровольные жертвы экстремальных голодовок не боялись ухудшения самочувствия, администраторы группы спешат успокоить школьниц: "Когда у тебя начинается головокружение и слабость - это значит, ты на верном пути!"

В назидание тем, кто вздумает питаться как положено, висит фотография женщины фантастически необъятных размеров, под ней подпись: "Твоё будущее, если не перестанешь жрать".

- Я сама не заметила, как втянулась в это, - признается Марина. - Это как соревнование, кто больше килограммов скинет. Азарт появляется.

О дальнейшем девушка вспоминает крайне неохотно.

- Даже мысленно тяжело возвращаться в то время. Диетами я стала увлекаться летом, а к сентябрю поняла, что не могу остановиться. Я стала мертвенно-бледной, с синевой под глазами. У меня начали выпадать волосы, ломались ногти и болели кости. В голове возникло странное чувство пустоты и нереальности происходящего. Знаете, при сильном ветре я падала на улице, как подкошенная.

Родные Марины забили тревогу и обратились в больницу. Школьницу госпитализировали.

Худое дело

В Центре матери и ребенка, куда положили на лечение Марину, таким случаям не удивляются.

- За 2014 год у нас было три таких пациентки, - рассказывает заведующая приемным покоем центра Светлана Трубачева. - Может быть, это и не много, но в прошлые годы таких больных не было вовсе. Скажу, что эта опасная тенденция распространилась не только в Усть-Каменогорске, но и по всей республике. Когда делимся опытом с коллегами из других городов, они тоже говорят об увеличении случаев анорексии у подростков.

- Почему голодовка стала популярной у молодёжи?

- По-моему, большую роль играют современная мода на нездоровую худобу, мнение сверстников и интернет-сообщества на тему похудения среди тинейджеров.

- Правда ли, что анорексию очень тяжело лечить?

- Сложности во многом возникают из-за предрассудков людей. Например, в конце прошлого года к нам поступила 10-летняя девочка из одного района ВКО. Ей поставили диагноз "анорексия", родителям пояснили, что лечить школьницу должен психиатр, ведь это психическое расстройство. Мама и папа оскорбились и увезли дочь домой. К сожалению, наши люди убеждены, что лечиться у психиатра стыдно. Они боятся, что ребенка поставят на учет в ПНД. Не верят, что никто этого делать не будет. Получается, родители отказываются от лечения и теряют драгоценное время, а девочки тем временем доводят себя до истощения.

- Готовы ли усть-каменогорские врачи бороться с аномальной худобой, если анорексия будет распространяться и дальше?

- Сложный вопрос. Таких случаев в Усть-Каменогорске было мало, поэтому, как мне кажется, у наших психиатров нет достаточного опыта в лечении анорексии.

Спасение голодающих - дело рук их близких

- Действительно, к нам обращаются зачастую тогда, когда помочь очень сложно. Например, когда ребенок похудел на 15, а то и 25 килограммов, - делится заместитель главного врача ПНД ВКО Мирхат Мукушев. - Если для взрослого это значительная потеря веса, то для подростка - катастрофическая.

Городские психиатры убеждены, что нездоровое желание похудеть до состояния скелета одолевает школьниц из-за проблем внутри семьи.

- Это вопрос контакта между родителями и детьми. Такие истории происходят из-за того, что мамы и папы не замечают, что происходит с их дочерью. Нужно помнить, что в этом возрасте девочки неадекватно оценивают свою внешность. Считают, что они полные, даже когда они на самом деле худощавые.

Отношения с противоположным полом тоже играют не последнюю роль в решении юной леди перейти на минимальный паек.

- Можно провести аналогию с анорексией у взрослых, - рассуждает Мирхат Мукушев. - Женщины страдают этой болезнью, когда они не живут интимной жизнью и глубоко страдают от одиночества. Девочек, конечно, вопросы секса не касаются, но обычно на диету садятся те, кто обделён вниманием мальчиков.

Помочь школьнице преодолеть увлечение диетами могут не только специалисты, но и окружающие.

- Любые изменения в режиме питания у подростка должны насторожить его близких, - поясняет эксперт. - На начальной стадии анорексии девочку вполне можно остановить. Члены семьи, учителя и школьные психологи должны объединить усилия. Главное, убедить ее, что она красивая без всяких изнурительных голодовок.

Нет такой моды

В управлении образования ВКО во всех смыслах худые намерения детворы встречают со спартанским спокойствием.

- С 2013 года было зафиксировано всего четыре случая нервной анорексии у подростков, поэтому считаем, что голодовки непопулярны среди подростков, - сообщили в ведомстве в ответе на официальный запрос.

Однако профилактику столь редкой болезни в школах почему-то проводят.

- В рамках классных часов рассказываем о недопустимости экстремальных диет, - заверили в областном управлении образования.

Жизнь после анорексии

К счастью, мама Марины не отказалась от лечения дочери. Сейчас девочка учится жить заново: вновь выбирает себе любимые блюда, начинает посещать школу.

- Я была на домашнем обучении, - рассказывает Марина. - Сейчас снова хожу на уроки, но только на два часа. Дольше я высидеть не могу – слабая еще. Как же сложно мне было зайти в школу! Многие ученики чуть ли не пальцами тыкали в меня. Ведь я превратилась почти в тень. Все подружки в секции ходят, гуляют, а я пока только-только в себя прихожу. Грустно, конечно, я же активный человек. Пешком ходить люблю.

Теперь Марина строит планы на будущее. Когда последствия коварной болезни уйдут, она станет путешествовать.

- Буду привозить фотографии из самых разных уголков мира. Хочется побывать везде, поэтому и не знаю, куда по­ехать в первую очередь, - смеётся девушка. - Ведь это так скучно - жить всё время в одном городе и не посмотреть на другие страны.

***

За судьбой девятилетней Айгерим, которая борется с анорексией с августа прошлого года, следит вся страна. Сегодня девочка делает маленькие успехи.

- Дочь начала немного есть, - рассказывает её мама Наталья. - Поездка к врачам в Москву нам только предстоит, но первые шаги к выздоровлению мы уже сделали.

Елена Балова

Также читайте