В Казахстане изменятся формы аттестации школьников

19 октября 2019, 17:37
В Казахстане изменятся формы аттестации школьников В Казахстане изменятся формы аттестации школьников
В Казахстане изменятся формы аттестации школьников

Вышел приказ министра образования и науки, отменяющий ряд школьных экзаменов. Некоторые испытания, ранее сдававшиеся в устной форме, станут письменными. Суммативное оценивание разделов (СОР) будут проводить реже, а учителям позволят объединять в один СОР несколько тем. Какие ещё изменения коснутся казахстанских школьников в этом году, изучал корреспондент YK-news.kz.

О том, что система оценивания в школах в очередной раз будет меняться, педагогам Усть-Каменогорска рассказали в ходе встречи с заместителем премьер-министра РК Бердибеком Сапарбаевым.

— Аттестация школ отменена, но качество знаний — это самый главный вопрос, который беспокоит сегодня общество и наших родителей, — сообщила вице-министр образования и науки РК Шолпан Каринова. — Внешняя оценка учебных достижений, которая до сих пор была, не давала чётких результатов по видению качества образования. Поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы внешнюю оценку учебных достижений оставить, но изменить формат среза знаний. Такая форма контроля в школах ведётся, опыт есть. Таким образом, мы будем видеть результаты по всем направлениям. Срезы знаний, которые будут проводиться, приведут, мы думаем, к улучшению качества знаний.

Нововведения не должны коснуться тех, кто в этом году заканчивает среднюю школу. Одиннадцатиклассники все годы учились по старым программам, так что экзамены они станут сдавать по прежним правилам.

— На сегодняшний день у нас существует ВОУД, который проводится в четвертых, девятых классах, и единое национальное тестирование при поступлении в высшие учебные заведения, — попыталась пояснить педагогам Шолпан Каринова. — В школе действует критериальное оценивание — формативное и суммативное. Сначала за разделы, а потом за четверти. Вот эта форма работы будет проводиться дальше. Изменится формат внешнего оценивания, когда мы хотим увидеть по стране результаты. Кроме того, будет меняться формат проведения ЕНТ. Пункты тестирования модернизируются. В текущем году увидим онлайн-тестирование, вначале в экспериментальном проектном варианте. Итоговая аттестация в 11 классах в 2019/2020 учебном году будет проводиться в старом формате, потому что учащиеся еще не изучают обновленное содержание образования и занимаются по стандартам 2012 года. Изменения коснутся только тех, кто уже обучается по обновлёнке, — когда придёт время.

Ясность в этот вопрос внёс приказ министра образования и науки РК Асхата Аймагамбетова. Мы систематизировали основные изменения, которые ждут школьников в этом учебном году.

Оценивание на уроке

"Обновлёнка" отменила текущие отметки за ответ на уроке или выполнение домашнего задания. Вместо них в современной школе введены формативное и суммативное оценивание. Формативные оценки дети часто получают в виде "смайликов", развёрнутого или короткого комментария учителя ("Молодец!", "Плохо!" и тому подобное). Ранее не требовалось сохранять результаты формативного оценивания, а формативные оценки проставлялись только в работах учащихся. Новый приказ требует, чтобы учитель заносил их также в электронный журнал в виде комментария. Иными словами, рубрики, где расписывается, что у ученика получилось, а что нет, теперь требуются не только при суммативном, но и при формативном оценивании. Это означает увеличение нагрузки на учителя. Но родители лучше смогут ориентироваться в том, что получается или не получается у детей. Ранее такие комментарии писались только к СОРам.

Ещё одной проблемой "обновлёнки" было проведение суммативного оценивания по всем разделам программы. Учителя на практике столкнулись с тем, что если проводить все необходимые СОРы отдельно по каждой теме, то часто не остаётся времени на изучение основного учебного материала. В приказе эту сложность учли и предусмотрели решение. Отныне учителя могут проводить не более трёх СОРов в четверти, объединяя задания по разным темам в одной контрольной. Дозволяется объединять до четырёх СОРов в одном и проводить контрольную в два этапа с выставлением единого балла.

Приятное новшество содержится в приказе для детей, которые ещё не умеют быть аккуратными. Ранее оценка за помарки не снижалась только при выполнении заданий СОР. Теперь помарки допускаются даже в четвертных контрольных (СОЧ).

Серьёзная нагрузка ложится на школьников в конце четверти, когда идут СОРы и СОЧи по всем предметам. До введения "обновлёнки" допускалось не более двух контрольных работ в один день. Соблюсти это требование в нынешних условиях совершенно невозможно. Теперь допускается не более трёх СОРов или СОЧей в один день. В последний день четверти котрольные ставить нельзя. К тому же запрещено проводить СОР и СОЧ по одному и тому же предмету в один день.

При углубленном изучении основных предметов в 10 - 11 классах обязательно проводятся СОРы и СОЧи с выставлением итоговых оценок. По предметам вариативного компонента ставятся "зачёт" или "незачёт".

Много неприятностей ученикам доставляло то, что суммативное оценивание нельзя было пропускать. Выполнить работу по индивидуальному графику в прошлые годы дозволялось только тем, кто заболел или участвовал в соревнованиях научных проектов, а также тем, у кого умерли близкие родственники. Теперь этот список расширился. Уважительной причиной для пропуска и переноса СОР или СОЧ могут быть неблагоприятные метеоусловия, вспышка инфекций, участие в соревнованиях, конференциях, олимпиадах и конкурсах научных проектов всех уровней.

Итоговые испытания

Судя по всему, переводные экзамены в 5 - 11 классах отменяются. В приказе записано: "Итоговая оценка по предметам обучающихся в 5 - 11 (12) классах выставляется на основании четвертных и годовых оценок". Ранее в этом пункте значились также оценки за экзамен. Четвертные, полугодовые и годовые оценки исправлению не подлежат. А в следующий класс допускаются только те, у кого нет двоек за год. Девятиклассникам, имеющим неудовлетворительные годовые оценки по одному и двум предметам, до проведения итоговой аттестации будет позволено выполнить дополнительное суммативное оценивание за учебный год по данным предметам.

Меняется форма экзаменов в девятом классе. Ранее выпускники основной школы сдавали письменно математику и родной язык. Казахский язык в русских школах и русский в казахских, а также экзамен по выбору сдавались устно. По новому приказу письменными становятся все четыре экзамена.

Изменения коснулись и заданий, которые девятиклассникам предстоит выполнить в ходе итоговой аттестации. Раньше сочинение писали только в школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Остальные сдавали диктант. По новому приказу, творческие работы будут выполнять все: "письменная работа (статья, рассказ, эссе) для обучающихся школ с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, письменная работа (эссе) — для остальных обучающихся".

Неприятная информация для двоечников. В приказе написано: "Обучающиеся 9 (10) классов, получившие неудовлетворительную оценку при повторной итоговой аттестации, остаются на повторный год обучения. Обучающиеся 11 (12) классов, получившие неудовлетворительную оценку при повторной итоговой аттестации, получают справку, выдаваемую лицам, не завершившим образование".

Отдельного внимания удостоились выпускники 11 классов, обучающиеся за рубежом по линии международного обмена. Им дали право сдавать выпускные экзамены после завершения обучения за границей. Ранее этот пункт не был оговорен, так что учащиеся должны были возвращаться домой до начала выпускных экзаменов в родной школе.

Прежде часто возникали сложности с выставлением итоговой оценки выпускникам, если за год у них была одна, а на экзамене они получали совсем другую. Новый приказ нашёл выход из этого противоречия: "В 9 (10) классах итоговая оценка выставляется на основании результатов экзамена (по пятибалльной шкале) и четвертных оценок за учебный год (по пятибалльной шкале) в процентном соотношении 30 на 70. Округление итоговой оценки проводиться к ближайшему целому".

Ирина Плотникова

Также читайте