В Усть-Каменогорске пустеет "банк" донорской крови
450 миллилитров. Обычная донорская доза, которую сдают добровольцы в областном центре крови. Это всего лишь десятая часть от общего объема крови обычного здорового человека. Готовы ли вы пожертвовать вашей кровью ради жизни другого человека? О тех, кто решился на этот поступок, и тех, кто в нем нуждается, наш репортаж из восточно-казахстанского областного центра крови.
Ценные экземпляры
Татьяна и Евгений - обладатели редких групп крови с отрицательным резус-фактором. Раз в два месяца, как по расписанию, они приезжают в центр крови, чтобы сдать очередную порцию "эликсира жизни". Такие доноры на особом счету и контроле. К ним предъявляются особые требования. Например, надо быть готовым к тому, что их кровь может понадобиться кому-то весьма срочно и неожиданно.
- Да, такое бывало уже, - рассказывает Евгений. - Кровь требовалась ребенку, пострадавшему в ДТП. Приехали за мной ночью. Слава богу, успели, мальчик выжил.
- Случалось ли такое, что кровь для переливания нужна была вам?
- Нет, но на всякий случай у меня хранятся контакты еще восьми людей с такой же группой крови, как и у меня.
Обычно доноры не знают, кому уходит их кровь. Отследить эту цепочку практически нереально. Да и незачем, считают в центре крови, все-таки дело это конфиденциальное. Поэтому история, о которой рассказал Евгений, приятное исключение из правил, обусловленное экстренной ситуацией.
К слову, за свои "услуги" доноры с редкими группами крови получают деньги - чуть больше двух тысяч тенге за одну донацию.
Родная кровь
Айдос впервые сдает кровь. Парень пытается скрыть свое волнение, однако у него это плохо получается.
- Расслабься, не надо так часто сжимать кулак, - советует ему медсестра.
- Вы просто так сдаете кровь или для кого-то? - интересуемся у него.
- У меня брат в коме лежит в реанимации, - поясняет Айдос. - Сказали, кровь требуется. Мы специально для этого из Аягоза приехали. Врачи говорят, что белок у брата в крови упал, а у него дома семья, четверо детей...
Заведующая отделением анестезиологии-реанимации городской больницы № 2 Ольга Зырянова сталкивается с подобными ситуациями практически каждый день.
- Куда ни шло, когда поступает больной с часто встречающейся группой крови, - рассказывает она. - Другое дело, если резус отрицательный. Эта кровь всегда в дефиците, поэтому приходится побуждать родственников, знакомых пациента пойти сдать кровь.
Недавно из больницы выписали молодого паренька. В реанимацию он попал после автокатастрофы. Тогда в центр крови в один день пришли сразу 18 доноров - знакомые пострадавшего мотоциклиста.
- А вот другому молодому человеку повезло меньше, - рассказывает Ольга Анатольевна, - он поступил в тяжелом состоянии, истекающий кровью. Парень решил свести счеты с жизнью, вскрыв себе живот.
Четыре часа длилась операция, но ни усилия врачей, ни донорская кровь его не спасли.
Я бы в доноры пошел
В среднем в месяц центр крови посещают 1500 доноров. Эта цифра может показаться значительной, но...
- По стандартам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), для того чтобы не было дефицита донорской крови, на тысячу населения должно приходиться 50-60 доноров, а у нас едва набирается 20, - поясняет заведующая отделением заготовки крови и ее компонентов Елена Сергеева.
Раньше пополнить запасы позволяли специальные выездные заборы крови. К примеру, на предприятия города. Но сейчас такие выезды, говорят в центре, случаются крайне редко.
- Потому что работодателям это невыгодно, - разводит руками врач-трансфузиолог Елена Сергеева. - Это же каждый принесет справку о внеплановом, но оплачиваемом выходном.
По идее, кровь сознательными гражданами должна сдаваться добровольно и, что особенно важно, безвозмездно.
- Однако в нашей стране такой вариант пока неприемлем, - рассуждает Елена Евгеньевна, - хотя бы в силу условий жизни наших граждан, существенно отличающихся от уровня жизни в той же развитой Европе.
Свое понятие о донорстве сложилось и у отечественных чиновников. Выплаты из бюджета предусмотрены для доноров с редкими группами крови и для доноров плазмы, пояснили нам в центре крови. Для всех остальных государство предлагает скромное материальное поощрение – деньги на обед в размере 0,25 месячного расчетного показателя. Наверху, видимо, всерьез полагают, что 400 тенге хватит донору не только на проезд, но и на сытный обед.
- Поэтому мы ежегодно выходим с прошением в областной акимат о доплатах нашим донорам крови, - комментирует Елена Сергеева. - Нам, по счастью, не отказывают. За каждую разовую донацию мы выплачиваем компенсацию на обед в размере 1000 тенге.
Сводить донорство только к деньгам крайне неправильно, считают в центре крови. Но пока другого выхода у нас нет.
- В советское время почетные доноры кровь сдавали бесплатно, но получали за это поощрения: внеочередной летний отпуск, путевку на курорт или льготное протезирование в стоматологии, - рассказывает Елена Сергеева. - Сейчас звание осталось, но без всяких преференций.
К примеру, в соседней России сумели сохранить льготы почетным донорам на оплату коммунальных платежей.
- Так теперь многие уехавшие из нашей области доноры просят прислать им справки о количестве сданных здесь донаций, - рассказывает Елена Евгеньевна, - чтобы там получить эту льготу.
Нам о таком подходе остается только мечтать.
Анастасия Куприянова