Как знакомятся, влюбляются и регистрируют браки заключённые в тюрьмах строгого режима?

25 апреля 2021, 11:08
Сейчас читают:
Как знакомятся, влюбляются и регистрируют браки заключённые в тюрьмах строгого режима? Как знакомятся, влюбляются и регистрируют браки заключённые в тюрьмах строгого режима?
Как знакомятся, влюбляются и регистрируют браки заключённые в тюрьмах строгого режима?

Мужская колония ОВ-156/2 — учреждение строгого режима, где осужденные отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления. А пока идет срок, некоторые заключенные успевают жениться и даже завести детей, не покидая стен учреждения. Иногда арестанты находят себе жен "на гражданке". Как устроен институт брака и семьи в тюрьме?

"Не скрывал, что сижу"

На момент знакомства с будущей женой Али (имя изменено по просьбе героя) уже находился в заключении. Он отбывает десятилетний срок в колонии строгого режима. Она работает учительницей "на гражданке".

— С женой я познакомился в сентябре 2020 года. Познакомила подруга сестры. Мне дали ее номер, я начал звонить с таксофона. Много общались. В 2021 году 8 апреля я с ней расписался, — рассказывает Али. — Сейчас хочу быстрее освободиться и начать все с чистого листа.

О своей жене Али говорит исключительно с улыбкой, очень искренней и широкой. Признается, что она зацепила его своей общительностью и веселым нравом.

— Я сразу сказал, что я в заключении. Зачем обманывать? Некоторые общаются по полгода и лишь потом признаются, только настроение девушке портят. Я сразу говорю: "Я сижу. Будешь общаться — давай общаться. Нет — тогда попрощаемся, — объясняет Али.

Незнакомка решила не рубить сгоряча и поддержала телефонный разговор.

— Месяца три общались, потом только сделал предложение. Узнавал человека, она меня узна­вала. Когда сделал предложение, она сказала, что подумает. Поговорила с родителями. Родители сказали, что она уже взрос­лая и может сама решать, как ей быть. Ну и все, дали добро, мы расписались, — продолжает собеседник.

В 2023 году у Али подходит срок освобождения. После выхода на свободу он хочет сыграть настоящую, пышную свадьбу. Ведь церемонии бракосочетания в колонии проходят очень скромно, без белого платья, цветов, колец и гостей.

— Планирую устроить свадьбу, позвать родственников и друзей, устроить той, — делится мужчина.

И на вопрос о том, планирует ли новоиспеченная семья детей, мужчина поясняет:

— Когда я освобожусь, тогда, думаю, у нас будут дети. Пока я здесь — не хочу, а жена хочет.

"В этом человеке я уверена на 100 процентов"

Нина (имя изменено по просьбе героини) познакомилась с мужем по переписке. Он вышел на нее через знакомых, отправил самое обычное бумажное письмо.

— О том, что он в заключении, узнала через пару дней общения. Ничего страшного в этом не вижу, в жизни всякое бывает и все ошибаются, — говорит Нина.

Спустя полгода переписки на краткосрочном свидании Нина получила предложение выйти замуж. До предложения она лично виделась с возлюбленным всего два раза. И, как признается женщина, сомнения у нее все-таки были.

— Он сказал мне: "Может, уже поженимся? Сколько еще тянуть?" — вспоминает собеседница. — Сомнения, конечно, бывают у всех. Но мне понравилось, что он не скрывает ничего, как это делают некоторые. Не дает повода в нем сомневаться.

А потом была свадьба, правда, довольно скромная.

— Поехала в рагс, забрала свидетельство о браке и все, — объясняет собеседница.

Через два с половиной года муж Нины выйдет на свободу. Грандиозных планов женщина пока не строит, говорит, что будет смотреть по обстоятельствам, но детей, конечно, хочет.

— Если честно, друзья, знакомые и мои родители про свадьбу еще не знают. Маме я говорила, что общаюсь с осужденным, но что он еще сидит, не говорила. И о браке мама тоже ничего не знает. Планирую сказать родителям к осени, — смущается Нина.

На пальце у девушки красивое кольцо. Впереди длительное ожидание возлюбленного. В год супругам положены всего четыре длительных свидания. Но есть еще таксофон и письма.

— Переписываться очень романтично. Он еще тот романтик, — улыбается Нина. — Когда подругам говорила о том, что он меня старше на много лет, они пытались отговорить. Но точно определилась, что это мой человек, которого я буду до конца жизни любить. И он меня любит, я это знаю. Это у меня уже второй брак, и в этом человеке я на 100 процентов уверена, что он не обманет и не бросит.

Чувства, выгода или скука?

Жадыра Дуангалиева юрист колонии строгого режима ­ОВ-156/2, и все браки в учреждении заключаются при ее непосредственном участии. Она объясняет: на гражданских девушек заключенные обычно выходят через знакомых. Узнают почтовые адреса или номера, начинают звонить по таксофону или писать письма иных вариантов у заключенных нет, так как сотовые телефоны в тюрьме запрещены. К слову, некоторые арестанты возобновляют связи с девушками, с которыми когда-то общались. В таком случае завязать общение бывает еще проще.

— Иногда даже родственники осужденных на воле находят девушек, говорят, что заключенный — человек в целом хороший, предлагают им попробовать с ним пообщаться, — рассказывает Жадыра Нурбековна. — Чаще общение происходит в переписке.

Анна Агаева (имя изменено по просьбе героини) в колонии ОВ-156/2 работает цензором. В рамках обеспечения безопасности она читает письма, которые получают и отправляют арестанты.

— В письмах заключенные обычно не пишут, за что сидят. И девушки тоже этим не интересуются. В переписке одна романтика. Там такие письма, что дух захватывает, — улыбается Анна Николаевна. — Но о том, что собеседник сидит, девушки узнают сразу, так как на письмах указан адрес отправителя.

Почему же женщины отвечают на послания из колонии? На этот счет у сотрудников учреждения есть свои предположения.

— Заключенные красиво и литературно расписывают весь свой день. В каком они состоянии встали, как работали, о чем думали и о чем переживали. Видимо, от скуки они тут читают книги и словарный запас у них пополняется, — размышляет Жадыра Дуангалиева. — Такие послания женщин цепляют. Там такие комплименты, такие эмоции!

Анна Николаевна добавляет: иногда красивые письма от имени своих сокамерников пишет заключенный, который обладает хорошими слогом и фантазией. Девушки в таком случае даже не подозревают, что переписываются с "подставным лицом".

— Бывает, заключенные умуд­ряются вести переписку сразу с несколькими женщинами и всем признаваться в любви, — отмечает Анна Агаева. — Наверное, это такой страховочный вариант: если с одной что-то не получится, с другой можно продолжить общение.

По словам цензора, разобраться в том, насколько искренни чувства заключенных, очень сложно.

— В основном, мне кажется, осужденные преследуют корыстные цели. Хотят, чтобы им подруги передачи привозили, на свидания приезжали, — делится мнением цензор.

Жадыра Дуангалиева считает, что для осужденных общение с гражданскими девушками становится отрадой.

— Хочется, наверное, с кем-то по душам поговорить, своими чувствами поделиться. Это же мужчины, им нужно о ком-то заботиться, кому-то оказывать знаки внимания, — предполагает юрист. — Еще, мне кажется, у них появляется надежда. Надеются, что выйдут и у них все наладится, что их кто-то ждет. Для людей, которые проводят несколько лет в четырех стенах, это общение может быть утешением и даже смыслом жизни.

К слову, делать красивые жесты и проявлять заботу в адрес своих возлюбленных арестанты умудряются, даже будучи в колонии. Одни заказывают на краткосрочные свидания шикарные букеты цветов. Другие договариваются со своими знакомыми с воли о том, чтобы они оказывали помощь возлюбленной осужденного. Третьи знакомят своих подруг с родственниками, показывая тем самым высокий уровень доверия.

Вот только счастливые истории из категории "жили вместе долго и счастливо" в колонии хоть и встречаются, но крайне редко.

— Женщины на воле редко дожидаются заключенных. Обычно их ждут законные жены, с которыми осужденные заключили брак еще до колонии, — констатирует Анна Николаевна. — Тут по 18 - 20 лет сидят, и чаще девушки и женщины знакомятся с заключенными по переписке, общаются, потом выходят замуж и приезжают к мужу на свидания, а в какой-то момент приходят уже оформлять развод. Знаю, что некоторые осужденные женятся, отбывая наказания, а потом, не успев выйти на волю, разводятся.

По словам цензора, ей также известны случаи, когда сразу же после развода осужденные начинали новую переписку, обе­щая встать на путь исправления уже новой пассии.

Попала в сети

Психолог кризисного центра "Ульба" Светлана Плохова объясняет: чаще всего заключенные вступают в браки с гражданскими женщинами из-за выгод. Например, моральных: свидания и романтические переписки скрашивают серые будни арестантов. Кроме того, супруги, как правило, оказывают материальную поддержку своим мужьям: привозят передачи, финансово  помогают, находят и оплачивают адвокатов. А после освобождения, когда арестанту некуда пойти, он опять же может надеяться на жену, которая пустит его на свою жилплощадь и поможет адаптироваться в социуме. Допустим, научит пользоваться технологиями, если мужчина провел в тюрьме много лет и серьезно отстал от жизни.

Самих же женщин, по словам психолога, на браки с заключенными зачастую толкают внутренние проблемы: кризисы, неудачный опыт прошлых отношений, неуверенность в себе, нехватка внимания.

— Здесь, конечно, можно говорить о личностной неустроенности женщины, — поясняет Светлана Александровна. — Женщина получает от заключенного то, чего в обычной жизни ей не хватает: ее заочно любят, называют "котиком" и "зайчиком", повышают самооценку. А заключенные же, как правило, очень тонкие манипуляторы.

Зачастую невесты арестантов склонны к опеке и жертвенности, а будучи в браке с осужденным, женщина чувствует себя нужной и реализует свои наклонности.

— Она выступает в роли спасителя. А когда человек кого-то спасает, он ощущает себя нужным, — убеждена Светлана Плохова. — Она привозит ему вкусную еду, вещи, всячески опекает.

Вот только мужчины, которые прошли через тюремное заключение, в опеке нуждаются чаще всего, только находясь "по ту сторону воли". На "гражданке" забота их тяготит.

— Как правило, такие семьи очень редко сохраняются, — добавляет психолог.

Специалист отмечает: если позитивные примеры браков с осужденными и случаются, то очень редко.

— Женщинам хочу посоветовать проявить внимательность и отследить, зачем осужденный пишет и поддерживает общение. Это любовь или ему что-то надо? Получает ли он какие-то выгоды от отношений? — советует Светлана Александровна. — Женщинам стоит также спросить себя: "Зачем мне это нужно, для чего? Что я получаю от этих отношений?" Обратиться к себе, к своим потребностям: "Что я хочу?"

В тему

За 2020 год в мужской колонии строгого режима ОВ-156/2 было зарегистрировано:

  • 22 брака;
  • 25 разводов.

За истекший период 2021 года:

  • 7 браков;
  • 6 разводов.

Елизавета Седых

Также читайте