Продукты в стабилизационном фонде ВКО гнили на складах

1 ноября 2013, 11:16
Сейчас читают:

Из стабилизационного фонда-2011, призванного доверху наполнить продуктовые корзины восточноказахстанцев дешевыми овощами и фруктами, не реализовали ни одного килограмма провианта. По данным областной прокуратуры, шесть тысяч тонн картофеля, моркови и капусты, предназначенных для прилавков социальных отделов, едва не пропали на складах, а после их и вовсе продали за рубеж, передает корреспондент YK-news.kz.

Самое интересное, что после тщательной проверки прокуратуры ответственные за сдерживание цен отделались лишь дисциплинарными взысканиями.

Дело вкуса

Представители надзорного ведомства заинтересовались деятельностью стабфонда после того, как средства массовой информации все чаще стали писать о растущих день ото дня ценах на овощи и фрукты. И это при том, что из казны государства выделялись миллионы тенге, дабы наполнить муниципальные отделы продуктами по бросовым ценам. Деньги дали. А вот прилавки соцотделов заполнила совсем другая провизия.

Начали сотрудники прокуратуры с анализа деятельности АО СПК "Ертiс", отвечающего за работу стабфонда. Резюме было неутешительным.

– Стабилизационный фонд не оказал влияния на цены по социально значимым продовольственным товарам, поскольку населению не продали ни одного килограмма овощей, – прокомментировал заместитель прокурора области Нурлан Бижанов.

По информации надзорных органов, в ноябре 2011 г. ТОО "Шыгыс-Самгау", входящее в состав "СПК Ертiс", заключило с тремя сельхозпроизводителями области договор на поставку 6000 тонн овощей. На что было выделено аж 333 миллиона тенге.

Предполагалось, что после согласования с комиссией при акимате области отпускных цен на продукцию стабфонда продукты окажутся на прилавках магазинов.

Стоимость комиссия зафиксировала, а вот товар в продажу так и не поступил. Почему? Как отмечается в результатах проверки облпрокуратуры – из-за форс-мажора. Восточноказахстанский потребитель изменил родной морковке и картошке с коварными корнеплодами-"интуристами". Из-за небывало высокого урожая в странах СНГ рынок Восточного Казахстана оккупировали привозные овощи и фрукты, соблазнившие покупателя более доступными ценами, нежели продукция стабфонда. А отечественным картошке и капусте пришлось срочно эвакуироваться в Россию.

Мертвый груз

Мы попытались разобраться, почему не удалось отразить атаку овощей-интервентов на прилавки. В социально-предпринимательской корпорации СПК "Ертiс" возникшую проблему объясняют просто:

– Осенью 2011 года возникла неординарная ситуация: стабилизационный фонд был сформирован, но оказался никем не востребован, – прокомментировал заместитель председателя правления АО "НК СПК "Ертiс" Дархан Кусаинов. – Спрогнозировать рост объема овощной продукции на общем рынке крайне сложно. В правительстве, памятуя об аномальном скачке цен на эти продукты зимой 2010 года, дали указание по формированию во всех областях республики стабилизационных фондов. Однако урожай уже 2011 года побил все рекорды как в Казахстане, так и за его пределами. Дешевая провизия хлынула на прилавки. Цены стабилизационного фонда были фиксированными и конкурировать с более дешевыми аналогами наши овощи просто не могли.

– Заключение соглашений с поставщиками приходится на ноябрь, а расторжение – на март-апрель. Где в течение пяти месяцев находилась продукция стабфонда и кто ею пользовался?

– Она находилась в овощехранилищах, продать ее не могли. Мы ждали, надеясь на то, что в начале 2012 года ситуация на рынке изменится в лучшую сторону, но этого ни в январе, ни в марте не произошло. Продавать овощи ниже сложившейся тогда рыночной цены мы не могли, поскольку это влекло серьезные убытки и невозврат бюджетных средств. Поэтому на селекторном совещании с заместителем премьер-министра РК 30 марта было принято решение избавляться от скоропортящегося товара всеми возможными способами.

– Однако прокуратура в своем представлении отмечает, что три крестьянских хозяйства, которые и обеспечивали стабфонд, в течение пяти месяцев безвозмездно пользовались бюджетными средствами на общую сумму в 333 миллиона тенге. Может ли это означать, что фермеры просто "прокрутили" выделенные деньги, получив определенную прибыль?

– Это не так. До распоряжения правительства, о котором я вам говорил, овощи вообще лежали мертвым грузом. Когда же возникла угроза порчи товара, им действительно дали такие полномочия: искать покупателей на продукцию стабфонда. Но сказать, что они на этом получили прибыль, нельзя. Чтобы вернуть полученные у государства деньги, им пришлось искать потребителей за пределами области и даже в России.

Фермеры вернули денежные средства обратно СПК и в последующем участвовали в закупе продукции для стабфонда в качестве поставщиков.

Последний раз?

Итоги прокурорской проверки были заслушаны этим летом на очередном заседании дисциплинарного совета по делам государственной службы. Доводы обеих сторон – надзорного органа и представителей СПК "Ертiс" – звучали одинаково убедительно, но в конце концов чиновники одержали победу. В отношении должностных лиц уголовные дела возбуждать не стали "за отсутствием в их действиях состава преступления". Впрочем, помидоры с гнильцой ударили по репутации некоторых госслужащих. Поэтому заместителю акима области Владимиру Кошелеву, экс-председателю правления АО "НК СПК "Ертiс" Нурлану Сыдыкову, руководителю управления сельского хозяйства Дюсумбаю Селиханову и начальнику областного управления предпринимательства Шакырыму Буктугутову объявили строгий выговор.

Заместитель главы региона Владимир Кошелев с решением совета не согласился, но оспаривать его не стал.

– Просто я не хочу судиться, – прокомментировал он. – Легко проверять и делать выводы, за них не отвечая. Я считаю, что мы действовали правильно. Когда стабфонд нужен – он играет роль, когда не нужен, как в этот раз, мы спасали ситуацию, чтобы не потерять бюджетные деньги.

– Но, согласитесь, даже с учетом сложившихся причин стабилизационный фонд-2011 пользы людям не принес, а значит, был создан напрасно.

– Вы зря так говорите. Наличие фонда само по себе уже дает информационный эффект для всех продавцов и покупателей. Зная, что есть государственный запас, продавцы формируют одни цены, а когда его нет, на цены набрасывается инфляция.

В этом году, по словам господина Кошелева, стабфонд может исчезнуть навсегда. В Министерстве сельского хозяйства предлагают перевести социальную продовольственную помощь населению в адресный формат.

– Пусть малоимущим помогает управление социальной защиты, а рынок сам вырулит, – заключил чиновник.

Анастасия Куприянова

Также читайте