Уроженка ВКО стала единственной выжившей после крушения самолёта в Жамбылской области
В начале прошлой недели в Жамбылской области произошла трагедия, унесшая жизни шести человек. Самолет с четырьмя сотрудниками ТОО "Корпорация "Казахмыс" и тремя членами экипажа по неустановленным пока причинам во время полета начал терять высоту и потерпел крушение. Единственной выжившей в авиакатастрофе стала 29-летняя Асем Шаяхметова – главный геолог ПО "Балхашцветмет" и уроженка Восточно-Казахстанской области. Корреспондент YK-news.kz узнал подробности чудесного спасения девушки.
Крушение АН-2
Авиакатастрофа случилась во второй половине дня 20 января. Самолет АН-2, который часто называют кукурузником, следовал по маршруту Балхаш – рудник Шатыркуль. Неподалеку от места назначения воздушное судно стало стремительно терять высоту и рухнуло на землю.
- В результате ЧП погибли все члены экипажа: командир, второй пилот и бортмеханик, а также трое сотрудников компании "Казахмыс", - сообщается на официальном сайте компании. - По предварительным данным, падение было спровоцировано плохими погодными условиями. В настоящее время создана правительственная комиссия по расследованию происшествия.
Наша справка |
За последние 10 лет в Казахстане произошло семь авиакатастроф с самолетами (три аварии с самолетами АН-2), в которых погибли 58 человек и выжили только двое. |
Судя по снимкам, рухнувший самолет превратился в груду металла. Тем не менее одному человеку все-таки удалось выжить. Им оказалась главный геолог ПО "Балхашцветмет" Асем Шаяхметова.
По стопам дедушки...
Асем родилась в селе Улкен Нарын Катон-Карагайского района. Отец девушки Омархан Какоков вспоминает, что Асем в детстве была не по годам серьезной и даже требовательной ко взрослым. Окончив школу, точно знала, что пойдет по стопам дедушки, и поступила в ВКГТУ имени Д. Серикбаева на геолога.
- Получив диплом, она сначала устроилась участковым геологом в Шемонаихе, потом ее повысили до главного геолога, а после Асем перевелась в Балхаш на ту же должность, - рассказывает Омархан Шаяхметович. - Молодого человека у нашей дочери пока нет – уж очень она серьезная и партию себе подбирает основательно. Она с братом в ипотеку приобрели нам с матерью квартиру, и Асем сказала, что сначала закроет кредит, а потом уже о семье будет думать.
Родные девушки и представить себе не могли, что обычная командировка может обернуться трагедией.
- До этого случая они (сотрудники Казахмыса - прим. автора) часто летали с проверкой на дальние рудники. Нанимали для этого кукурузник, - комментирует отец девушки. - Асем всегда звонила матери, особенно если находилась где-то в поездке. А тут вдруг пропала... Мы никак не могли до нее дозвониться. И в этот же вечер по новостям сообщили о крушении самолета. В интернете мы сразу нашли информацию – жутко перепугались. Там говорилось, что выжила одна женщина, а кто именно, было известно не сразу. Мы до последнего надеялись, что это Асем, что ей повезло. Так и оказалось.
Чудесное спасение
О том, как Асем удалось выжить, отец рассказывает со слов девушки. Она сама до сих пор не может осознать произошедшее. Сразу после удара потеряла сознание.
- Дочь заметила, что перед крушением бортмеханик стоял в кабине пилотов и был очень бледный. Видимо, он понимал, что сейчас они упадут, - говорит Омархан Какоков. - После этого Асем помнит внезапную вспышку. А потом - темнота... Очнулась она примерно через полчаса после крушения от звука, как будто будильник звонит. Жуткая боль. Поняла, что обе ноги сломаны. Не сразу сообразила, откуда раздается трель. Оказалось, у одного из летчиков звонил мобильный телефон. Мужчина был мертв. Каким-то образом Асем добралась до него и позвонила в ДЧС Жамбылской области. В это время группа спасателей Казахмыса уже занималась поисками самолета. Около двух часов Асем, разговаривая с ними по телефону, вела их к месту, где разбился самолет. Потом ее нашли и положили на крыло разрушенного воздушного судна. К этому времени уже подоспели сотрудники департамента по ЧС и увезли Асем в Шуйскую поликлинику. Там ей оказали первую помощь и санавиацией доставили в первую городскую больницу Астаны. Мы прибыли туда следом за ней. Когда Асем нас увидела, грустно улыбнулась и сказала: "Я родилась в рубашке".
Омархан Шаяхметович отмечает, что если бы Асем ничего не предприняла, в условиях плохой видимости ее бы нашли только под утро. К этому времени она могла замерзнуть насмерть...
- То, что она выжила, – это чудо. Немыслимое чудо. Потому что, как сказала дочь, часть самолета, где она сидела, осталась целой. Все остальное превратилось в груду металла, - уверяет Омархан Какоков. - То, что дальше Асем практически сама себя спасла, – это уже черта ее характера. Она взяла себя в руки, несмотря ни на что, знала, что шевелиться нельзя, так как ноги были сломаны, но все равно и до телефона доползла, и сумела вызвать помощь. А если бы безвольная была, так бы и замерзла там. Моя дочь - сильный человек.
Они не спаслись
Первое, что спросила у родственников и врачей Асем: "Вы уже помогли моим коллегам? Я бы очень хотела их видеть". Собравшиеся вокруг девушки люди только потупили взгляд...
Сказать ей правду тогда никто не решился: состояние тяжелое, впереди операция, волноваться Асем категорически запрещено.
Уклончиво объясняли: все в порядке, не волнуйся.
О судьбе коллег Асем узнала сама.
- На второй день, когда она уже лежала в астанинской клинике, ее мать пришла к ней, и Асем настойчиво спросила: "Что с другими пассажирами?" - цитирует слова девушки ее отец. - Жена ответила, что не знает, мол, где-то в других больницах лежат. А Асем задумчиво произнесла: "Нет, они умерли. Я не спала, и они ночью приходили ко мне, все трое. Директор (погибший Габит Толеубаев – прим. автора) улыбнулся и сказал, что у меня все будет хорошо. А после они развернулись и ушли". Женщину (Улбазар Есмаганбетова, одна из погибших – прим. автора), которая была с ними, дочь очень хорошо знала. Она всегда помогала нашей Асем, учила ее. Асем сказала, что как только пойдет на поправку, будет помогать ее дочери. Она не оставит ребенка в беде.
На поправку
Замечание в тему |
Как Асем удалось спастись, попытались объяснить в Комитете гражданской авиации Казахстана. - По выжившей. Тут стечение обстоятельств. И вопрос связан с тем, что она находилась в районе двери выхода, и, возможно, это спасло ей жизнь, - пояснил республиканским СМИ заместитель председателя Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Серик Мухтыбаев. - Удар был сильный, хвостовая часть осталась от самолета. Выход как раз и находится ближе к хвостовой части. Другой вопрос, что это стечение обстоятельств, что человек остался жив. Благодаря ее мужеству и хладнокровию, что она держала телефонную связь с теми, кто ее искал, ее нашли и спасли. |
Сейчас родственники девушки дежурят у ее кровати. Жизни Асем уже ничего не угрожает. По данным официального сайта Министерства здравоохранения и социального развития РК, в Шуйской поликлинике у Асем диагностировали открытый оскольчатый перелом левого бедра и правой голени со смещением, закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга и травматический шок третьей степени.
К сожалению, получить оперативного комментария от городской больницы № 1 Астаны не удалось. Тем не менее отец девушки сообщил, что сейчас Асем ожидает несколько плановых операций. Девушка чувствует себя хорошо.
- Врачи говорят, что через месяц поставят ее на ноги, а полностью она восстановится не раньше чем через год, - добавил Омархан Шаяхметович. - Сама Асем врачам говорит: "Я через три месяца уже на работу пойду!"
Вместо послесловия
Друзья и коллеги Асем желают ей скорейшего выздоровления и с нетерпением ждут, когда она выйдет из больницы. Теплые пожелания знакомые оставили и на странице девушки в соцсети.
Совпадение ли, но на страничке Асем в социальной сети "ВКонтакте" незадолго до авиакатастрофы девушка оставила статус: "В ожидании чуда".
Асем и представить себе не могла, каким именно будет это самое чудо...
Иван Сухоруков