Угрожает ли ВКО нашествие саранчи в 2025 году?

30 декабря 2024, 4:09
Сейчас читают:
Угрожает ли ВКО нашествие саранчи в 2025 году? Угрожает ли ВКО нашествие саранчи в 2025 году?
Угрожает ли ВКО нашествие саранчи в 2025 году?

В последние три года в Казахстане отмечается постоянное увеличение поголовья саранчи. Кто следит за тем, чтобы ситуация в нашей области не стала угрожающей? Откуда может явиться беда следующим летом? В чьи обязанности входит препятствовать размножению зловредных насекомых?

В конце 2024 года в траве сидящий кузнечик сподобился стать предметом рассмотрения на заседании акимата ВКО. В Восточном Казахстане обитает три вида саранчовых. Два из них — итальянский прус и азиатская саранча — являются стадными. Это означает, что они массово селятся, перемещаются, спариваются и откладывают яйца. Примерно раз в шесть-семь лет происходит резкое увеличение поголовья саранчовых, которое может стать настоящим бедствием для сельского хозяйства региона. Нашим землякам наверняка памятно нашествие итальянского пруса в конце 90-х годов прошлого века. Тогда на фоне общего развала экономики запустели и не обрабатывались обширные сельскохозяйственные площади. Фитосанитарная защита не проводилась в должной мере. В итоге это вылилось в настоящую катастрофу, когда движущиеся стада саранчи подчистую уничтожали посевы крестьянских хозяйств, частные огороды и траву на пастбищах. Тучи насекомых атаковали даже города, залетая на верхние этажи высотных домов.

По данным Управления сельского хозяйства ВКО, в 2024 году резко возросло поголовье итальянского пруса в Зайсанском, Курчумском и Тарбагатайском районах. Азиатская саранча атакует Курчумский район. Нестадные виды саранчовых традиционно отмечались только в Зайсанском районе.  Но в уходящем году количество поражённых ими площадей в Зайсане по сравнению с 2020 годом увеличилось в три раза. Кроме того, минувшим летом они атаковали Курчум, Катон и Самар, где ранее эти вредители отмечались лишь эпизодически. Во всех этих районах сеют небольшое количество зерновых. Зато стада саранчи наносят существенный ущерб траве на пастбищах.

Отслеживанием угрозы и контролем поголовья прожорливых кузнечиков занимаются специалисты Восточно-Казахстанского областного филиала Республиканского методического центра фитосанитарной диагностики и прогнозов.

— По итальянскому прусу и азиатской саранче у нас проводится четыре вида обследований, — рассказывает руководитель областного филиала Мади Бектемиров. — Весной обследуем кубышки. Летнее обследование проводится по личинкам саранчовых, чтобы определить площади для обработки. В августе начинается лёт и спаривание саранчи. Наши специалисты определяют места, где они отложили свои кубышки, измеряют площадь заселения. На картах отмечаем координаты. Четвёртое обследование проводим осенью для определения заражённости кубышек болезнями, чтобы понять, будут ли они живы на следующий год, дадут ли потомство. Если повреждений нет, на следующий год эта саранча обязательно выйдет.

Саранчу сложно контролировать именно потому, что, встав на крыло, она способна преодолевать большие расстояния. Даже если «местные» кубышки будут своевременно протравлены, это не гарантирует от появления вредителей из-за пределов области. ВКО граничит с Российской Федерацией и Китаем, откуда саранча тоже может прийти. Меморандум об обмене информацией по саранче между нашими и китайскими специалистами действует с 2003 года. Аналогичный меморандум с коллегами из РФ был заключён в 2011 году. Сотрудничество предполагает совместные обследования мест распространения саранчи на сопредельных территориях.

Но в настоящее время угроза может прийти из других областей нашей собственной страны. По информации Республиканского методического центра фитосанитарной диагностики и прогнозов, ещё три года назад площадь обитания саранчи оценивалась в полтора миллиона гектаров. Уже в 2023 году она увеличилась до 2,5 миллиона гектаров, а на будущий год распространение вредителей прогнозируется на 3 миллионах 200 тысячах гектаров. Проблемными областями, где не успевали протравить саранчу вовремя, являются Актобе, Костанай, Кызылорда и Туркестан. В одной только Костанайской области площадь поражения составляет миллион гектаров.

Аким ВКО подчеркнул значимость «саранчовой проблемы» и предложил наглядно её представить.

— Леса нашей области составляют 2,9 миллиона гектаров. Одна треть от всех наших лесов — представляете, какая огромная территория! — заявил Ермек Кошербаев. — Поэтому в этом направлении надо работать, обмениваться данными фитологических центров, передавать любую информацию, где появляется какой-либо вредитель.

Прогноз специалистов фитосанитарной защиты по нашей области — это до тысячи гектаров по районам Тарбагатай и Самар, 1161 гектар в Маркаколе. В Курчумском районе саранча займёт 2000 гектаров. Рекордсменом по ВКО может стать Зайсан с 3000 гектаров саранчи.

Спасением для сельского хозяйства может быть только своевременная протравка площадей, поражённых прожорливыми насекомыми. Эта обязанность ложится прежде всего на самих владельцев крестьянских хозяйств.

— Сейчас все мероприятия по карантинным объектам осуществляются самими сельхозтоваропроизводителями, — информирует руководитель Управления сельского хозяйства ВКО Ажар Каджибекова. — Мы субсидируем обработку. Конкурсные процедуры по поставке пестицидов и химической обработке мест распространения саранчовых мы уже объявили, как только утвердили бюджет.

Ирина Плотникова

Также читайте