Жителей Алматы и Карагандинской области по ошибке "похоронили" в Усть-Каменогорске
Женщина приехала в областной центр ВКО хоронить маму, но свидетельство о смерти оформили... на неё саму. Молодой человек почти три года доказывал, что не имеет судимости, ВИЧ и никогда не умирал в Усть-Каменогорске. Какими неприятностями может обернуться для гражданина ошибка в электронной базе данных и что необходимо предпринять, чтобы вернуться в мир живых, разбирался корреспондент YK-news.kz.
Не совсем мертва
Мать Амины Абиловой (имя и фамилия изменены) скончалась в конце апреля 2025 года. Амина приехала на похороны из Алматы, не подозревая, что через четыре дня её вычеркнут из списка живых. Как сообщают республиканские СМИ, после похорон женщина пришла в поликлинику, чтобы получить свидетельство о смерти матери. Но во время оформления, по словам врача, которая вносила данные в базу, произошел сбой — система зависла. Амину попросили прийти позже.
После того как система вновь заработала, участковый врач, вносившая данные, обнаружила, что в свидетельстве значится совсем не та Абилова, которая умерла. При совпадении фамилий у покойной и её дочери разные даты рождения.
По словам терапевта, в тот же день со стороны поликлиники было направлено письмо в облздрав с просьбой отозвать свидетельство. Но ошибка уже обернулась серьёзными проблемами для алматинки. После выписки свидетельства о смерти у неё было аннулировано удостоверение личности и заблокировались банковские счета. А отзыв ошибочного свидетельства о смерти затянулся из-за того, что в начале мая весь Казахстан ушёл праздновать. Женщина попросту зависла в Усть-Каменогорске более чем на десять дней, не имея возможности вернуться домой. Ведь по всем документам и базам данных она была мертва. Через электронную биржу труда Enbek.kz на работу также сообщили о её смерти.
Только после 9 мая женщину "вернули к жизни", восстановив документы. Но не до конца. Банковские счета так и остались заблокированными. Далее Амине Абиловой предстоит доказывать свою принадлежность к миру живых в налоговых органах по месту жительства.
Раз Олег, два Олег
Ещё более дикая история случилась с уроженцем Карагандинской области Олегом Кочергиным (фамилия изменена), родившимся в марте 1986 года. В списках мёртвых этот гражданин оказался 29 марта 2021 года. В этот день было выдано свидетельство о смерти на его однофамильца и полного тёзку, родившегося также в марте, но 1985 года. Последний отбывал срок наказания в колонии Жарминского района и не имел документов, удостоверяющих личность. Там ему оформили удостоверение, но по ошибке указали дату рождения другого Олега. Того, кто проживал в Карагандинской области и никогда не бывал в местах лишения свободы. Получив удостоверение, бывший заключённый не обратил внимания на то, что число и год рождения в документе не совпадают с его собственными.
Однажды Олег из Карагандинской области попытался заменить удостоверение личности в связи с окончанием срока его действия. Но ему отказали, поскольку документ с его данными уже значился выданным в городе Усть-Каменогорске. Молодой человек с сентября 2013 года по март 2016 года обивал пороги, пытаясь доказать, что в ВКО не был и документы там не получал. Вместо восстановления истины от органов внутренних дел ему прилетел штраф за то, что он проживает по недействительным документам.
Тем временем другой Олег — бывший заключённый и после освобождения продолжал вести жизнь вовсе не голубиную. Он не раз привлекался к административной ответственности за распитие спиртных напитков и за ДТП, состоял на учёте с диагнозом ВИЧ и находился в розыске как уголовник-рецидивист. Но запрет на выезд из родного посёлка в Карагандинской области свалился на другого Олега, который никогда не имел отношения ни к каким уголовным делам. Два года семь месяцев Олег-карагандинец из-за отсутствия удостоверения не мог устроиться на работу, зарегистрировать брак с любимой женщиной и рождение дочери. Он не раз обращался в Департамент полиции ВКО и отдел РАГС Усть-Каменогорска с просьбой устранить путаницу. Но результата не было.
В марте 2021 года Олег из Карагандинской области попытался оформить страховку на машину и вновь получил отказ. На этот раз по причине смерти. На самом деле от СПИДа скончался другой Олег. Тот, которому в колонии оформили удостоверение на чужую дату рождения. Он поступил в реанимацию в бессознательном состоянии и без документов. Его данные врачи внесли в систему из реестра прикреплённого населения. А там, как мы помним, стояла дата рождения Олега-карагандинца.
Актовую запись о смерти Олег-карагандинец смог аннулировать через суд только в декабре 2021 года. А чтобы снять с себя чужую судимость, штрафы, нахождение в розыске и учёт по ВИЧ, ему потребовалось обращаться в прокуратуру. Всё время, пока длилась эта путаница, он не получал зарплату, не имел медицинской страховки и пенсионных отчислений. В 2024 году он подал в суд на Департамент полиции ВКО и Госкорпорацию "Правительство для граждан", требуя возместить материальный и моральный вред, который был ему причинён ошибочным документированием заключённого. Но суды первой и второй инстанции отказали ему в удовлетворении, мотивируя это тем, что виновником путаницы был умерший Олег. Да к тому же срок исковой давности истёк.
Без бумажки ты букашка?
Цифровизация сильно облегчила жизнь казахстанцам. Многие справки и документы можно получить сегодня онлайн, без хлопот и беготни. В цифровом формате существуют амбулаторные карты в поликлинике, пенсионные отчисления, медицинская страховка, сведения о трудоустройстве и многое другое. Но, как мы видим на примере Амины и двух Олегов, одна ошибка в информационной системе может повлечь за собой многие проблемы. Современный человек настолько жёстко вписан в многочисленные базы данных, что одно несоответствие в них может полностью парализовать его социальную жизнь.
Как пояснили нам в Госкорпорации "Правительство для граждан", регистрация смерти в автоматическом режиме ведётся с 22 октября 2022 года. Медицинская организация оформляет медицинское свидетельство о смерти в Регистре прикреплённого населения. А дальше система сама создаёт актовую запись о смерти. Таким образом заводится сегодня 90 процентов всех выдаваемых свидетельств о смерти. При этом вся ответственность за точное занесение данных лежит на медработнике, который этим занимается.
Но на практике все посетители поликлиник прекрасно знают, как часто виснут медицинские базы. В таких случаях врачи и медсёстры вновь переходят к записям по старинке — ручкой на бумажке. Сейчас трудно сказать, почему ИИН Амины Абиловой оказался в графе, где должен был значиться ИИН её матери. Но даже если терапевт внёс его вручную по ошибке после сбоя в системе, это повод задуматься о том, не поспешили ли мы с переводом всех данных в цифровой формат и их полной интеграцией? Пока информационные системы работают нестабильно, подобные казусы могут повторяться.
— В случае неверно составленной актовой записи предоставляется ходатайство медицинского учреждения об анунлировании записи и новое медицинское свидетельство о смерти с указанием корректных сведений, — комментирует заместитель директора филиала НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по ВКО Айжан Агибаева. — Запись акта гражданского состояния может быть аннулирована на основании заявления заинтересованного лица через услугодателя, через отдел ЦОН, посредством портала. Срок аннулирования актовой записи по Перечню основных требований к оказанию государственной услуги "Аннулирование записей актов гражданского состояния" составляет три рабочих дня.
К сожалению, как доказывают эти две истории, исправить ошибку на практике иногда оказывается далеко не просто и не быстро. Подобные инциденты ставят под сомнение надёжность государственных информационных систем, особенно в случаях, когда ошибка может повлечь за собой серьёзные юридические и социальные последствия. Юристы и специалисты по цифровой безопасности Казахстана призывают усилить контроль за внесением персональных данных и модернизировать цифровые платформы здравоохранения.
Ирина Плотникова