По современным казахстанским учебникам невозможно учиться дистанционно

12 февраля 2022, 6:35
Сейчас читают:

Почти два года на "дистанционке" стали серьёзным испытанием для казахстанской системы образования. Дети без школы утратили многие из полученных ранее умений и навыков и мало что приобрели, обучаясь самостоятельно. Министерство образования в очередной раз анонсировало пересмотр учебных программ. Но родители в один голос заявляют, что корень зла — в современных "обновлённых" учебниках. Что не устраивает в учебных книгах родителей и учителей, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Смотришь в книгу, видишь…

Сейчас их много — красочных, ярких, разной толщины и формата. Чтобы облегчить ученические рюкзаки, учебники даже разделили на части по четвертям и полугодиям. Но родители не оценили удобства. Сразу оказалось, что на разноформатные книги трудно подобрать обложки. Клеёный переплёт невозможно толком раскрыть, а если удаётся, то учебник рассыпается на страницы. Книги большого формата занимают всё пространство на столе, не оставляя его для письменных принадлежностей. 

Но со всем этим ещё можно было бы смириться, если бы содержание соответствовало назначению этих книг. Увы, учебниками их назвать не всегда возможно. Особенно это стало заметно в условиях "дистанционки".

Мы инициировали пуб­личный опрос, чтобы узнать, насколько современные учебники так называемого "обновлённого содержания образования" помогали детям и их родителям в усвоении учебной программы. Только 5,3 процента опрошенных ответили, что занимаются по новым учебникам без проблем. Ещё 12 процентов признались в том, что за недостающей информацией им часто приходится лезть в дополнительные источники. И 82,7 процента респондентов заявили, что учебники не годятся для обучения. Даже родители не всегда понимают, что там написано. Комментарии обозначают самый широкий спектр проблем.

"Дистанционка" открыла глаза на то, насколько в нашей системе образования всё печально, — пишет пользователь под ником kate_ajax. — Учебники совершенно не приспособлены для самостоятельного изучения материала. Много фраз общего характера, которые не несут информации, а место на странице занимают. Иногда совершенно непонятна логика составителей учебников. Например, имена собственные изучаются в рамках темы "Летние виды спорта", хотя ни один из видов спорта никогда не пишется с большой буквы (кроме как в начале предложения), т. к. не является именем собственным" (орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохранены).  

Из положительных аспектов родители отмечают только красочность новых учебных книг. Но в отсутствии выверенного научного содержания эта красочность тоже их раздражает. Пользователь razumkova_svetlana2 назвала их просто "рекламными буклетами".

"Яркие картинки — главный плюс, — поясняет kate_ajax. — И единственный. Практически нет теории, правил, опорных схем, грамотного объяснения терминов. По учебнику невозможно учиться самостоятельно, к нему должен в наборе выдаваться учитель, который будет объяснять тему и отсылать к учебнику — картинки посмотреть. Мало упражнений на закрепление изученного материала. Зато полно заданий типа: изучи инфу в интернете или воспользуйся помощью взрослых — и ответь на такой-то вопрос. Каждый урок новая тема — это плохо. Иногда несколько тем собраны в один урок — это тоже плохо. Наши учебники — лучший пример того, какими учебники НЕ должны быть..."

Догадайся, мол, сама!

Наибольшее нарекание вызывают учебники языковых дисциплин, особенно в начальной школе. Все пояснения к заданиям даются на языке, которого ребёнок ещё не знает.

"Учебники для русскоязычных школ при этом в них нет ни слова на русском!!! — возмущается borodulina.olesya85. — Ни словаря, ни транскрипции!!! Как можно изучить язык?"

Учителя, с которыми мы побеседовали на эту тему, с грустью констатировали, что родители правы.

— Одобренные казахстанской программой учебники "Smiles" оставляют желать лучшего, — поясняет учитель английского языка. — Задания должны идти с образцом выполнения. Но наши учебники его не имеют. Откроем учебник для первого класса, четвёртый урок. Написано: "Listen and read" — "прослушай и прочитай". А дети читать ещё не умеют. По учебнику идёт только зрительное восприятие слова и повторение за учителем. А английского алфавита там вообще нет. Мы говорим про семью, про школу, про комнату. Но мы не изучаем английские буквы, сразу начинаем с чтения слов.

Учебники казахского языка, по признанию самих преподавателей, содержат много лишних лексических тем вроде "Шторм" или "Причёски", но не дают основ для нормального общения на государственном языке в быту.

В русском языке дети изучают из года в год тему "Транспорт", зато о законах функционирования самого языка и его грамматике полного представления не получают.

— У нас нет многих необходимых тем, — перечисляет преподаватель русского языка. — Нет словосочетания, не изучаем подлежащие и сказуемые. Нет определений, что такое предложение и какие виды предложений бывают. Зато в восьмом классе сразу начинаем изу­чать обособленные члены предложения. Ребёнок просто не сможет освоить темы, основанные на неполученных знаниях.

Нынче в школе первый класс — вроде института

Самые большие сложности на "дистанционке" испытали, разумеется, ученики и родители первых классов. Для них само обучение ещё в новинку, а учебники с первого дня требуют уже определённых школьных навыков.

Ярким примером невыполнимого для первоклашек задания стал "синквейн" — пятистишие, где первая строка — это имя существительное, вторая — два характеризующих его прилагательных, следующая — три глагола, четвёртая — ассоциация к этому слову. Заканчиваться всё должно осмысленным высказыванием с применением нового слова. И это притом, что дети ещё не изучали ни существительные, ни прилагательные, ни глаголы.

— Мало заданий прикладного характера, — поясняет учитель начальной школы. — Нет упражнений на повторение прошлой темы. А повторение должно быть каждый день. Формулировка некоторых заданий для ребёнка сложная, неоднозначная. Задания не всегда выполнимые. Сделать стенгазету самостоятельно ребёнок без родителей сможет? Принести вырезки из газет и журналов. Кто их сейчас выписывает? Должны быть чёткие вопросы и задания на основе конкретного материала.

Задания в "обновлённых" учебниках не всегда учитывают даже такую простую вещь, как степень физического развития ребёнка. Сейчас в первый класс отправили детей шести лет, у которых ещё толком не сформировалась кисть руки. Но писать первоклашка должен уже с первого урока.

Недовольство родителей вызывает курс "Познание мира".

"Раньше при Союзе было как: география отдельно, история, биология, ботаника, — пишет gvozdeva.aliona. — Сейчас всё спихали в два предмета — естествознание и познание мира. Информации мизер, 2-3 класс проходят то, что мы проходили в 6 классе. А требования зашкаливают".

Мы полистали учебник для третьего класса и весьма удивились, когда в разделе "Время" нашли параграфы про род и про спорт, про кочевников и земледельцев. Но ничего о самом времени так и не нашли. Раздел "Архитектура" учит составлять план местности и ориентироваться по солнцу и звёздам. Вот только об архитектуре он ничего не говорит. В разделе "Искусство" почему-то говорится о племенном составе казахских жузов. Продолжать список подобных бессмыс­лиц можно бесконечно.

Учителя начальной школы констатируют, что есть в учебниках по этому предмету темы, изложенные методически грамотно, а есть такие, с которыми непонятно, как и работать. А вместо стройной картины мира — каша в голове у детей.

Ни логики, ни смысла

При изучении учебников истории бросается в глаза то, что они больше не дают систему ориентации в политических процессах. Остались только какие-то события, слабо взаимосвязанные между собой. Родители это тоже замечают. И делают неутешительные выводы.

"Нет четкой системы, — возмущается anastasiia_nirvana. — А по всемирной истории умалчивают ее законы. Власти не нужны сведения о том, как формируется государство, как появляются бедные и, тем более, как появляются люди из списка "Форбс".

Мы полистали учебник всемирной истории для пятого класса и убедились, что объяснения общественно-политических процессов он и впрямь не содержит. Рассказывается о строительстве египетских пирамид, но ни слова не говорится о том, чьими руками оно осуществлялось. Слово "раб" появляется мельком только на 63 странице — в теме Древнего Китая. И тоже без пояснения, что оно означает.

— Учебники для пятого класса совершенно не учитывают, что для детей это предмет новый, — перечисляет недостатки учитель истории. — На первом уроке предлагается запомнить периоды древней истории. Но никакого представления о том, зачем нужна периодизация и по какому принципу она делается. Ребёнок должен зазубрить то, чего он не понимает. В первом же параграфе учебника "История Казахстана" идёт задание определить эпохи камня, бронзы по ленте времени. Но лента времени даётся только на четвёртом уроке Всемирной истории. И там тоже нет правил счёта лет, объяснения, почему до нашей эры годы считаются по убыванию, а в нашей — по возрастанию. Как они должны его выполнять? Такая же картина с историческими понятиями. Есть выделенные слова в начале параграфа, но об их значении ребёнок должен догадаться сам. Навыка правильной формулировки понятия у него нет. Причинно-следственные связи в тексте отсутствуют. При подобном подходе дети историю ни знать, ни понимать, ни любить не будут. Они просто не понимают, зачем она им нужна.

Преподаватели истории констатируют, что составители учебников совершенно не знакомы с методикой преподавания предмета. Учителя самых разных предметов также признаются, что вынуждены восстанавливать логику изу­чения своей дисциплины за счёт "подпольной" перетасовки параграфов. Вслед за 15 страницей порой приходится изучать, скажем, 83.

Наши собеседники констатировали, что более-менее прилично выглядят только учебники математики. Литература держится за счёт того, что основу там всё же составляет сам художественный текст.

Учитель прилагается?

Все наши собеседники признают, что сегодня учебник не является самодостаточным средством обучения. К каждому учебнику разработана рабочая тетрадь. Но библиотека их не выдаёт, поскольку это расходные материалы. И школа не может принуждать родителей приобретать их. Во-первых, стоит каждая такая тетрадка недёшево. А во-вторых, снова поднимется крик о "школьных поборах".

При внедрении "обновлёнки" учителя и родители уже поднимали вопрос о том, что учебники не работают в качестве основы для обучения предмету. Тогда им заткнули рот, заявив, что сегодня учебник — не единственный источник информации. Есть интернет. При этом никто не озаботился тем, что дети ещё не умеют отличать достоверную научную информацию от фейка. И далеко не все тексты в Сети написаны на доступном ученикам уровне.

В итоге учитель, компенсируя то, что отсутствует в учебнике, должен снимать видео, разрабатывать комплексы заданий, рабочие тетради и учебные пособия. Распечатывать всё это за свои деньги или рассылать детям в электронном виде. Наши собеседники сожалели, что в сутках не 36 часов, чтобы успеть всё это разработать, провести онлайн-уроки и проверить качество усвоения материала детьми.

— Если ребёнка бросить и сказать ему: "Читай учебник!", то он, конечно, не справится, — признаёт завуч. — Учитель при этом учебнике обязательно должен быть. На "дистанционке" мы разрабатываем подробный маршрутный лист, где идёт пошаговое объяснение. Тут всё зависит от мастерства учителя. "Дистанционка" в разы увеличила нагрузку на педагога. Учитель должен донести до родителя, что нужно сделать. И у родителей тоже желание должно быть, чтобы обеспечить нормальный процесс обучения.

Но родители говорят о том, что не все учителя проявляют должное рвение. Администрация школ также вынуждена констатировать, что "дистанционка" вызвала профессиональную деформацию учителей.

— Это не выгорание, всё гораздо хуже, — высказывает тревогу директор школы. — Многие просто начали наплевательски относиться к своим обязанностям.

Педагоги признают, что на "дистанционке" продолжают успешно учиться дети, имеющие высокую учебную мотивацию. Гораздо хуже дело обстоит с теми, кто и прежде не горел познавательным интересом или имеет проблемы умственного развития. Тем более когда у них есть такое оправдание, как негодные учебники.

Вместо послесловия

Кажется, до чиновников от образования начинает доходить мысль, что не всё у нас в этой сфере гладко. Недавно министр образования и науки Асхат Аймагамбетов анонсировал очередные реформы.

— Это в какой-то степени пересмотр учебных программ, — заявил министр. — Нареканий среди педагогов и экспертов немало, поэтому надо все эти недочеты устранить. Рабочая группа по этому вопросу создана, очень важно привлекать в работу этой группы всех экспертов, лучших педагогов страны, ученых, методистов.

Остаётся только на­деяться, что учебные программы приведут в порядок, напишут и издадут учебники надлежащего качества. Но судя по тому, что обещает МОН РК, реформа образования снова может двинуться по иному пути — введения новых учебных курсов.

Ирина Плотникова

Также читайте