Состояние железнодорожной сети вызывает опасения у жителей ВКО

23 декабря 2023, 3:27
Сейчас читают:

Несколько громких происшествий, связанных со сходом вагонов с рельсов, заставили жителей области сомневаться в безопасности передвижения поездами. На фоне ряда ЧП новость о том, что в регионе планируют запустить панорамные вагоны, вызвала серьезную критику.

Сошёл — и был таков 

3 апреля 2022 года на железнодорожном участке Өскемен – Кумистау с рельсов сошли сразу 18 вагонов грузового поезда. Два из них, груженные рудой, являлись собственностью РФ. Еще 16, груженные шлаком, принадлежали некоему ТОО. 

— Для расследования обстоятельств данного случая создана комиссия, — комментировали тогда ситуацию в пресс-службе АО «НК «Қазақстан темір жолы».

При этом два вагона с рудой и четыре вагона со шлаком опрокинулись в Иртыш. Экологи провели исследование проб воды из реки на предмет загрязнения, но превышения ПДК каких-либо веществ не выявили.

— Сейчас ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Семейское отделение ГП» находится в поиске решения сложившейся ситуации, — сообщал действующий на тот момент руководитель департамента экологии по ВКО Данияр Алиев. — Таких грузовых кранов, которые могли бы поднять со дна вагоны, на сегодняшний день пока нет.

Позже стало известно, что КТЖ обязуется поднять вагоны и остатки груза до 2024 года.

8 апреля 2022 года в 10.35 на железнодорожном участке Алтай – Кумистау (Серебрянск) произошел сход с рельсов пяти вагонов грузового поезда. По данным АО «НК «Қазақстан темір жолы», состав двигался на небольшой скорости — всего 28 километров в час. 

22 июня 2022 года вблизи Серебрянска с рельсов вновь сошли несколько вагонов. В пресс-службе департамента полиции на транспорте рассказали, что происшествие было зарегистрировано на 95 километре перегона Кокжиек – Кумистау.  

А в пресс-службе АО «НК «ҚТЖ» уточняли, что всего с рельсов сошли девять вагонов, груженных цементом. Сам поезд двигался со скоростью 36 километров в час при установленной скорости на данном участке 40 километров в час. То есть не выше разрешенной. 

— В результате схода повреждено 150 – 200 метров железнодорожного пути. Ведутся восстановительные работы, — добавляли в нацкомпании.

3 февраля 2023 года вагоны грузового поезда сошли с рельсов в Риддере. Факт зарегистрировали в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР) по части 1 статьи 344 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного транс­порта). По факту возбудили расследование. 

26 октября текущего года в районе Алтай произошло очередное ЧП на железнодорожной линии. 

— На участке железной дороги Бухтарма – Заводинка произошел сход колесных пар двенадцати вагонов грузового поезда, — сообщали в инспекции транспортного контроля по ВКО. — Всего в составе ехали 28 вагонов. Они везли уголь и руду. 

В декабре 2023 года в АО «НК «КТЖ» сообщили, что причиной схода вагонов 26 октября стала неисправность верхнего строения пути в виде уширения ширины рельсовой колеи.

В сомнительном состоянии?

В ноябре стало известно, что в 2024 году в поезде Өскемен-1 – Алтай появятся туристические вагоны с панорамными окнами. Предполагается, что таких вагонов будет два. Информация о планируемом нововведении была озвучена руководителем управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржаном Жумадиловым на заседании акимата. В настоящее время поезд Өскемен-1 – Алтай состоит из пяти вагонов — трех «сидячих» и двух плацкартных. Вот только восточноказахстанцы встретили эту новость без особого восторга. 

"Сначала железную дорогу отремонтируйте. Там вагоны сходят. Путь в таком состоянии, что по нему ходить страшно, а вы хотите туристов возить", — высказалась одна из жительниц ВКО в Instagram (здесь и далее орфография и пунктуация авторов исправлены).

Состояние железнодорожной сети в ВКО подвергали критике и по другим поводам. Например, в результате ЧП на перегоне Бухтарма – Заводинка железной дороги Өскемен-1 – Алтай, которое произошло 26 октября, в Сеть попала фотография с места происшествия. На снимке, который сделал очевидец, несложно заметить, что шпалы находятся далеко не в самом лучшем состоянии. 

"Видно же, что шпалы сгнили давно", — высказал свою точку зрения пользователь antipov130 в комментариях под снимком.

Аналогичную точку зрения выразила и пользователь под ником akankyzya. По ее словам, она подумала, что на фотографии запечатлены дрова, которые выпали из вагона, но никак не шпалы. 

Сухие данные

Как сообщили в АО «НК «КТЖ», в Восточном регионе в ремонте нуждаются 229 километров железнодорожных путей. А наибольший износ железнодорожной инфраструктуры наблюдается на малодеятельных участках Шемонаиха – Усть-Каменогорск, Локоть – Семей, Усть-Каменогорск – Алтай. 

Сведения об общем количестве случаев схода вагонов в регионе за последние годы в компании не предоставили. Однако рассказали, сколько из них были непосредственно связаны с действиями сотрудников компании. 

— За последние 10 лет на участках ВКО по вине работников магистральной сети зарегистрировано восемь случаев схода подвижного состава, — уточнили в акционерном обществе. 

Ответственность за состояние железнодорожной инфраструктуры в Восточном Казахстане несет руководство филиала АО «НК «КТЖ» – «Семейское отделение магистральной сети».

— В 2023 году в связи с планированием увеличения объема перевозок на участке Актогай – Семей по направлениям станций Аксу и Локоть проведен ремонт пути в объеме 99 километров. В 2024 году планируется ремонт пути на участках Шар – Аягоз, Аягоз – Актогай, Дегелен – Павлодар в объеме 75,2 километра, — отметили в компании.

Что касается ветки Усть-Каменогорск – Зыряновск, которая становится объектом самой острой критики со стороны жителей ВКО, в 2024 году ее также планируют приводить в порядок. В акционерном обществе заявили, что ремонту подвергнутся 33,4 километра путей. 

***

Стоит отметить, вопрос состояния железнодорожного хозяйства актуален не только для Восточного региона, но и для всей страны. В ноябре 2023 года премьер-министр РК Алихан Смаилов сообщил, что железнодорожная инфраструктура Казахстана изношена на 60 процентов. 

— На сегодняшний день наблюдается высокий износ подвижного состава и магистральных сетей, который достигает порядка 60 процентов. Все это сказывается на скорости поездов и пропускной способности железной дороги, — передали республиканские СМИ слова чиновника.

Елизавета Седых
Фото из архива редакции

Также читайте