В ВКО сложилась угрожающая ситуация по детскому травматизму

22 сентября 2019, 3:27
Сейчас читают:
В ВКО сложилась угрожающая ситуация по детскому травматизму В ВКО сложилась угрожающая ситуация по детскому травматизму
В ВКО сложилась угрожающая ситуация по детскому травматизму
По данным ЮНИСЕФ, дети получают травмы чаще взрослых. Они подвергаются опасности не только на улице, но и у себя дома

Десятилетний мальчик погиб на пешеходном переходе под колёсами машины. Годовалая малышка разбилась насмерть, выпав с пятого этажа. Трёхлетний ребёнок утонул в колодце. Почему в нашей области гибнут несовершеннолетние? В смерти малышей обвиняют водителей, коммунальные службы, изготовителей пластиковых окон. Учителей, которые недосмотрели, врачей, которые не спасли. А несут ли родители ответственность за жизнь своих чад? В Мажилисе Парламента Республики Казахстан прозвучало предложение ужесточить наказание за оставление детей без присмотра, передает корреспондент YK-news.kz.

Кровавая жатва

Смерть собрала минувшим летом обильный урожай среди малышей Восточно-Казахстанской области. 10 августа в Алтае маленькая девочка выпала с пятого этажа. Три дня искали в селе Средигорном района Алтай пропавшего Алихана Талгатова 2017 года рождения. Его тело было найдено 20 августа под слоем ила в колодце во дворе собственного дома.

Статистика шокирует. С начала года в ВКО выпали из окон семеро малышей. Трое погибли. Под колесами автотранспорта оказались 168 детей.

Среди причин гибели детей в регионе на первом месте стоят травмы, связанные с падением с высоты, — комментирует областной координатор интегрированного ведения болезней детского возраста и патронатной службы Гуль Кусаинова. — На втором месте утопления. Далее следуют ожоги и обваривания, отравления, удушья — асфиксии и странгуляции, когда инородное тело попадает в дыхательные пути или происходит их механическое сдавливание.

По данным ЮНИСЕФ, дети получают травмы чаще взрослых. У них маленькие ноги и руки, которые легко попадают в щели. Кожа их тоньше, а головы мягче, чем у взрослых. Их легко не заметить на дороге, и они сами не замечают угрозу и зачастую не знают, как себя вести.

Маленькие пациенты

Лучше всех знают об опасностях, грозящих несовершеннолетним, медики областного Центра матери и ребёнка.

Через наш травмпункт ежемесячно проходит экстренно в среднем 1000 – 1100 детей, — рассказывает заведующий отделением травматологии и ортопедии Ержан Солтанбеков. — Из них к нам госпитализируются 70 – 80 пациентов. Это те, кому требуется операция или ещё какие-то манипуляции. Остальные обслуживаются амбулаторно. В травматологическом отделении 24 койки. В июле их занимали 35 детей. Мы ежедневно выписывали пять – шесть человек, а на их место поступали другие. В августе пролечили около ста детей. Массовое поступление идёт в летний период. Основные причины — уличные травмы. Кроме падений есть ещё плавание, велосипеды, горки, скейтборды. В этом году было четыре случая падения из окон, в прошлом году — восемь.

Из окон выпадают в основном дети от года до шести лет, принимающие антимоскитную сетку за надёжную опору. Уличные травмы — удел детей школьного возраста. Врачи констатируют, что сейчас, когда каникулы закончились, дети заняты большую часть дня, и поток пострадавших уменьшился. Следующий пик придётся на начало гололёда.

Через отделение нейрохирургии ежегодно проходят около 800 детей.

Из них с травмами — примерно половина. Бытовые травмы, полученные дома, — 120 случаев с начала года, — констатирует заведующий отделением детской нейрохирургии Серик Кизатуллин. — Часто — по недосмотру родителей, этими фактами занимается прокуратура. Страдают даже месячные дети. В прошлом году было три случая. Одна мама держала ребёнка и разговаривала по сотовому телефону, зажимая его щекой. Телефон тяжёлый, упал. У ребёнка — перелом черепа.

Ожоговое отделение ежегодно пролечивает, по словам заведующего Кайрата Рахимжанова, около 120 детей. Раньше поток был примерно 90 человек. Малыши часто обвариваются кипятком, подростки — открытым пламенем во время уличных игр.

В случае сочетанных травм пострадавший обычно госпитализируется в то отделение, которое занимается теми повреждениями, что представляют для него наибольшую угрозу. Но консультируют его совместно врачи разных специальностей.

К сожалению, не всегда пациента удаётся спасти. Четыре дня боролись в реанимации за жизнь десятилетнего мальчика, сбитого машиной на бульваре Гагарина 14 апреля 2019 года. Безуспешно.

Горе на дороге

По данным местной полицейской службы, из произошедших за восемь месяцев 168 ДТП с участием детей только одно — по вине ребёнка. Безусловно, ответственность за соблюдение правил дорожного движения лежит прежде всего на водителе. Но дети, к сожалению, не понимают, что передвижение по зебре не является для них залогом безопасности. В этой связи вспоминается трагедия на проспекте Абая в мае 2018 года. Третьеклассница внезапно вышла на нерегулируемый пешеходный переход и побежала по нему. Водитель маршрутки, подъезжавший в полной уверенности, что она не собирается переходить, не сбросил скорость и не сумел предотвратить наезд. Девочка погибла. Водитель виновен и понёс наказание. Но убедись школьница, что её видят и пропускают, — осталась бы жить.

По моему опыту, число ДТП с участием детей обычно растет в сентябре, — констатирует опытный детский хирург Рая Рахимова, создатель и многолетний руководитель ЦМиР. — Правила дорожного движения дети за каникулы забывают.

Дорожную инфраструктуру вблизи детских образовательных учреждений власти стараются максимально обезопасить. Устанавливаются знаки, ограничивающие скорость, укладываются искусственные дорожные неровности, наносится специальная разметка на пешеходных переходах возле школ.

Согласно меморандуму между департаментом полиции и акиматом Усть-Каменогорска, сотрудники ювенальной и патрульной полиции с 7.20 до 8.00, в утренний час пик, будут нести дежурство на пешеходных переходах, непосредственно прилегающих к учебным заведениям, — сообщил заместитель начальника местной полицейской службы Асет Утепов. — На данный момент определено 19 таких мест.

Однако полицейских на все переходы не хватит. Гораздо надёжнее, если дети будут знать и сознательно соблюдать правила дорожного движения. На заседании рабочей экспертной группы Общественного совета ВКО был поднят вопрос о том, что уроки ПДД в школах часто ведутся формально. Ведь на единственный в неделю классный час, помимо ПДД, отводится столько тем по здоровому образу жизни, основам безопасности жизнедеятельности, краеведению и прочим курсам, что раскрыть их как следует просто невозможно. Поэтому зачастую учителя просто записывают темы в журнал либо посвящают им пять минут. И усвоение дорожных правил никаким образом не контролируется. Рабочая группа вынесла предложение ввести отметки или итоговое тестирование по этому курсу.

Среда как угроза

Между тем дети подвергаются опасности не только на улице, но и у себя дома. Причём количество угроз технический прогресс отнюдь не уменьшает.

Травм от падения сотовых телефонов раньше не было, — вспоминает Рая Рахимова. — В былые годы малыши чаще роняли на себя телевизоры. Сейчас мамы увлечены гаджетами — и детей абсолютно не видят. А они тем временем могут сделать такое, что нарочно не придумаешь. В ЦМиРе на стенде проглоченных вещей мы специально разместили для родителей извлечённые из желудка значки, магниты и батарейки, а из дыхательных путей — бусины. Четырёхлетняя девочка ухитрилась воткнуть ложку в естественное отверстие организма так, что её обломок оказался в мочевом пузыре. Основное число пострадавших от ожогов кипятком, по моему опыту, — это дети до трёх лет. Они же попадают с химическими ожогами, выпив химикаты. Подростки обычно поступают с тяжёлыми травмами, полученными в бане или от взрывчатых и горючих веществ. С началом отопительного сезона начинаются контактные травмы от обогревателей.

И это не считая неблагополучных семей, где ребёнка не только могут оставить без присмотра, но и подвергнуть побоям и издевательствам. По словам областного координатора интегрированного ведения болезней детского возраста и патронатной службы Гуль Кусаиновой, выявлением таких семей сегодня занимаются практически только патронажные медсёстры и участковые педиатры. Иногда они вынуждены брать на себя функции социальных служб и выправлять документы детям, забирать к себе домой малышей, чьи матери попадают в больницу. Тогда как их учили делать только медицинские процедуры. А для контроля за безопасностью среды, где растут дети, нужно согласованное взаимодействие медиков, педагогов, полиции и социальных работников.

Кто в ответе?

Каждый факт получения несовершеннолетними телесных повреждений фиксируется, выясняются его обстоятельства и причины, — напоминает заместитель начальника местной полицейской службы. — В случае установления вины родителей или законных представителей принимаются меры уголовного воздействия. На сегодняшний день возбуждено 141 уголовное дело по поводу ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.

Родители привыкли перекладывать свои проблемы на образование, здравоохранение, — поддерживает руководитель экспертной рабочей группы по здравоохранению Общественного совета ВКО Татьяна Чернышова. — Тогда как в основе всех детских травм — физических и психологических — лежит недосмотр со стороны взрослых. То есть должна быть солидарная ответственность. Во всём мире заботиться о здоровье и развитии детей — это прежде всего работа родителей.

Такое же мнение недавно прозвучало в Мажилисе Парламента РК. Депутат Артур Платонов выдвинул инициативу ужесточить наказание родителям, чьи дети пострадали по их недосмотру. Он привёл пример Великобритании и Германии, где законом запрещено оставлять без присмотра детей до 14 лет.

Инициатива интересна, — комментирует правозащитник, доктор юридических наук Куат Рахимбердин. — Заслуживает внимания ссылка на уголовное преследование нерадивых родителей в Великобритании и США. Однако данную проблему нельзя упрощать и впадать в правовой идеализм, уповая на то, что появление новых норм в УК РК является панацеей от всех бед. Действующий Уголовный кодекс РК, статья 119, предусматривает ответственность, в том числе за оставление в опасности малолетнего ребенка. У проблемы есть социальные корни, когда работающие родители не имеют объективной возможности постоянно контролировать ребенка, которого не всегда удается устроить в детский сад. Думается, что решение проблемы безопасности детей кроется не в ужесточении репрессий для их родителей, а в обеспечении социального благополучия в семье, в нравственном воспитании будущих родителей и в обучении детей навыкам безопасного поведения.

Беда, случившаяся с ребёнком, — горе для родителей. Общественники ВКО призывают взрослых задуматься о том, что именно они несут ответственность за своих кровиночек. Не педагоги и медики — люди посторонние. Родители в первую голову должны заботиться о безопасности своих детей.

Жизнь есть жизнь, взрослые заняты, — напоминает Рая Рахимова. — Все заботы и тяготы на их плечах. Они не могут ежесекундно оберегать своего ребёнка. Значит, их задача — научить его, как не получить травму, как защититься. Если не позволять ему ничего делать самостоятельно, то и жизненного опыта у него не будет. Нужно придерживаться золотой середины.

Ирина Плотникова

Также читайте