Горняки ряда предприятий ВКО трудятся в опасных для жизни условиях

23 февраля 2014, 12:28
Сейчас читают:
После забастовки, состоявшейся 30 января на Артемьевском руднике, руководство корпорации "Казахмыс" пообещало горнякам улучшить условия труда и вплотную заняться производственной безопасностью. Спустя неделю, 7 февраля, на Иртышском руднике корпорации погиб 27-летний проходчик. По одной из версий, парень вместе со своей бригадой трудился в закрытом для работ бункере. Березовскую обогатительную фабрику, в которой под завалом в конце прошлого года погиб сотрудник, Казахмыс решил закрыть из-за угрозы повторного обрушения.

Под землей

За последние два месяца на предприятиях Казахмыса завалило четырех человек. Двое из них погибли.

Первая трагедия произошла на Березовской обогатительной фабрике. Из-за обрушения бункера погиб машинист мельниц Б. Иванов. Госинспекция труда установила, что в произошедшем на 100 процентов виноват работодатель. По информации госоргана, в 2010 году нанятые корпорацией подрядчики проводили реконструкцию бункеров, не имея на то надлежащего проекта и технической документации.

14 февраля пресс-служба Казахмыса сообщила, что корпорация вынуждена остановить работу Березовской обогатительной фабрики из-за угрозы нового обрушения. Согласно техническому заключению экспертов, в здании главного корпуса фабрики произошли серьезные повреждения: несущие конструкции деформировались и могут не выдержать нагрузки.

Руководство Казахмыса сообщило о том, что на предприятиях корпорации в Восточном Казахстане достаточно вакансий, чтобы обеспечить работой весь коллектив Березовской фабрики. Половина сотрудников, 108 человек, уже перевели на Белоусовскую горно-обогатительную фабрику. Компания обеспечила их служебным транспортом. Вопрос трудоустройства с остальными работниками решается в индивидуальном порядке. Понижения заработной платы не будет, заявлено в пресс-релизе корпорации.

Сухие цифры

По данным областного департамента по чрезвычайным ситуациям, с 2012 по 2014 год на рудниках области погибли четыре человека. Трое из них трудились на Иртышском руднике Казахмыса.

Вторая трагедия произошла в поселке Алтайский. Здесь расположен Иртышский рудник. Мы отправились туда, чтобы выяснить, почему участились случаи гибели горняков.От местных жителей удалось узнать, что 27-летний Ерик Ниматулин – младший из четырех братьев-горняков. Его коллеги рассказали, что парня несколько раз задевало осыпающейся породой, он отделывался легкими ушибами. Молодой человек, вроде бы, даже увольнялся после этого с работы, пытался найти более безопасное место. Но в шахте самые хорошие зарплаты, поэтому Ерик снова возвращался. Здесь он проработал примерно восемь лет.

Горняки Алтайского говорят, что в последнюю смену бригада Ерика почему-то работала в закрытом горизонте. По правилам, люди вообще не должны были там находиться. В областной прокуратуре нам сообщили, что проверяют эту версию и выясняют, кто отправил рабочих на столь опасное задание.

Работа ради работы

По словам горняков, их зарплаты в среднем составляют 90-120 тысяч тенге. Но почти каждый месяц, утверждают рабочие, они складываются по 5-10 тысяч тенге на покупку оборудования.

Корреспондент YK-news.kz расспросил работников Иртышского рудника о том, какие проблемы существуют на предприятии. Люди готовы были поделиться наболевшим только на условиях анонимности, поэтому за достоверность этой информации мы поручиться не можем. Но то, о чем говорят горняки, требует тщательного изучения.

- У нас зарплата всего сто тысяч, а мы из этих денег еще должны выкроить на оборудование. В складчину покупаем запчасти для бурильных машин, перфораторы. Это большие траты. К примеру, перфоратор стоит 70-80 тысяч тенге, - говорит собеседник.

- Разве рудник не обеспечивает вас этим?

- Обеспечивает, но недостаточно, - считает один из проходчиков. Он предлагает такую версию происходящего: - Раз в месяц выдадут немного запчастей, мы починим одну машину, а вторая простаивает, мы не можем сделать норму. Вот и приходится скидываться всей бригадой, чтобы не потерять в зарплате. К тому же то, что нам выдают – некачественное, быстро ломается.

Если верить рудокопам, то практически все оборудование в шахте давно дышит на ладан и требует замены.

Еще одна проблема – нехватка крепежных материалов.

- Там, где порода непрочная, ставим специальные арки из металла, а потом выстилаем промежутки между ними расстрелами (деревянными брусьями - прим. авт.).

- А если дерева нет?

- Ну... выкручиваемся как-нибудь...

В прокуратуре области сообщили, что 7 февраля Ерик Ниматулин тоже укреплял своды шахты.

- Горняки уже установили скобы, которые в дальнейшем должны держать арочное крепление, - пояснил прокурор Глубоковского района Василий Александров. - Но вдруг обвалилась боковая "стена". Шахтеры в ту смену убирали негабаритные куски породы.

Мы поинтересовались у надзорных органов, действительно ли рудокопы параллельно крепят свод и ведут бурильные работы. Нам пояснили, что ответят на этот вопрос после завершения проверки.

Сами шахтеры говорят, что для них это обычная практика. Проходчики сначала крепят своды бункера, а потом бурят породу.

Вашими молитвами

Мы узнали адрес родителей Ерика Ниматулина в поселке Глубокое и поехали к ним, чтобы узнать, что они думают о случившемся.

На пороге нас встретили сразу несколько родственниц парня и быстро выпроводили со двора, отказавшись от каких-либо комментариев. Поговорить с братьями-горняками тоже не дали. "Мужчины сами во всем разберутся", - только и ответили.

Уже за калиткой с нами заговорила пожилая жительница поселка, сын которой тоже работает на Иртышском руднике (поэтому она попросила не называть его имя).

- Понимаете, сына им уже не вернуть. Они боятся, что лишатся материальной компенсации, если поднимут шумиху, - попыталась по-своему объяснить ситуацию собеседница.

- Но ведь еще трое мужчин в их семье продолжают работать в опасных условиях?

- Жены и матери верят, что могут защитить близких молитвами. В то, что жалобы в госорганы или в газеты способны помочь, напротив, никто здесь не верит. После того как решили закрыть Березовскую фабрику, все сотрудники Иртышского рудника боятся, что закроют и их предприятие. Где тогда работать? Потому все и молчат. А мужчины продолжают спускаться под землю, не зная наверняка, вернутся они со смены или нет.

Недоглядели?

- Как в первом, так и во втором случае гибель работников произошла в результате ненадлежащего контроля за состоянием промышленной безопасности и охраны труда уполномоченными госорганами – департаментом по ЧС и госинспекцией труда по ВКО, - считает прокурор Глубоковского района Василий Александров. - Несмотря на то, что Иртышский рудник и Березовская обогатительная фабрика ежегодно проверяются вышеназванными уполномоченными ведомствами, принимаемые ими меры не дают результатов. Случаи производственного травматизма фиксируются практически каждый год.

Прокуратура Глубоковского района поставила вопрос об ответственности должностных лиц за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. А также об ответственности за случившееся руководства корпорации "Казахмыс".

Еще весной прошлого года надзорные органы провели масштабную проверку на всех рудниках области и обнаружили массу нарушений. После череды несчастных случаев прокуроры решили проверить, как работодатели улучшили условия труда своих сотрудников.

- Если выяснится, что на горнодобывающих предприятиях не выполнили ни одного предписания, будем принимать самые строгие меры. Вплоть до закрытия рудников! - сообщил прокурор ВКО Багбан Таимбетов.

В корпорации "Казахмыс" ответили, что смогут прокомментировать факт гибели проходчика Иртышского рудника только после окончания межведомственной проверки, которая еще не завершена.

***

Летом Ерик Ниматулин собирался жениться. Перед Новым годом уже сосватал невесту и привел ее в родительский дом. Семья готовилась к свадьбе. Даже выбрали ресторан.

В нем пришлось провести поминальный обед.

Анастасия Строкова

Также читайте