Зачем менять погребальные традиции?
В Казахстане принято предавать усопших земле. Любые альтернативные варианты, такие как кремация, пугают и смущают людей. Но кладбища разрастаются, старинные захоронения приходят в упадок, а обеспечивать должный уход за погостами становится с каждым годом все сложнее. Возможен ли хотя бы частичный переход на экологичное погребение? Или наше общество к этому не готово? Корреспондент YK-news.kz попытался разобраться в сложном вопросе.
Поля скорби
Ежедневно в городе умирают примерно девять – десять человек. Могилы на городских кладбищах растут с пугающей скоростью. Множатся и проблемы, связанные с организацией погребения и содержанием кладбищ.
Один из самых актуальных вопросов — захламление кладбищ. Так, на "Старом Примыкании", где могилы обнесены оградами, вывозить мусор с помощью техники не представляется возможным. А привлекать для этого человеческие ресурсы слишком дорого. Поэтому ржавые памятники, потускневшие искусственные цветы, бутылки из-под воды и ветки образуют огромные кучи мусора прямо между оградами или на заброшенных могилах.
Большой проблемой является и нехватка места. Как сообщил владелец ритуального агентства Иван Борисов, на данный момент все кладбища города числятся под статусом "закрытые". Но как же хоронят усопших? Судить об этом можно по плотному ряду могил, подпирающих заборы. Ограды стоят практически впритык, а дорожки давно превратились в подобие запутанного лабиринта, петляющего самым странным образом. Да и свежие могилы, которые частично заходят на дорожки, выглядят неприкаянно и жутко. Но рано или поздно даже такие подзахоронения станут недоступны по причине отсутствия места.
Не организован на старых кладбищах и учет могил. Например, распространены случаи, когда родственники, у которых впервые за много лет появилась возможность посетить место захоронения усопшего, не могут найти могилу. Особенно трудно приходится, если за это время исчезли опознавательные знаки: выцвела ограда, украли табличку с памятника и т.д. Так, местная жительница Екатерина сетует на то, что каждый раз в родительский день на поиск могилы прабабушки у нее уходит более двух часов.
— Прямой дороги к могилке нет, так как ограды заходят уже и на дорожки, а некоторые вовсе стоят вплотную друг к другу, перекрывая путь. Указателей с делением по секторам на "Старом Примыкании" нет. Мы пробовали ставить на деревьях метки с помощью яркой краски, повязывать платочки и запоминать ориентиры. За время нашего отсутствия платки исчезают, а краска выцветает. Могила достаточно далеко от дороги, а ограда неприметна. Вот так и ищем каждый раз.
Но, по словам Ивана Борисова, хотя бы канул в небытие период вандализма на кладбищах. Металлические ограды и элементы, которые могли бы заинтересовать беспринципных любителей наживы, постепенно сменились менее ценными металлами. Теперь вопиющие случаи воровства стали единичными. На общем фоне отрицательных тенденций эта новость кажется особенно значимой.
Город на костях?
О том, что солидная часть города — это бывшее кладбище, местные жители знают не понаслышке. Напоминания об этом периодически появляются. Так, 2 апреля текущего года Усть-Каменогорск взволновала неожиданная находка. В центре города на проспекте Абая были обнаружены человеческие останки. Как выяснилось позже, череп и кости попали в район автовокзала вместе с промышленным грунтом, который изъяли на улице Карла Либкнехта, чтобы засыпать русло реки Комендантки.
Если оглянуться назад, можно вспомнить похожую историю, произошедшую в декабре 2011 года. При возведении административного здания рядом с кинотеатром "Юбилейный" на месте старого православного захоронения, некогда существовавшего прямо в центре города, также обнаружили человеческие кости. Тогда найденные останки закопали в безымянной могиле на кладбище для бездомных, минуя процедуру отпевания.
Увы, но в законодательстве Республики Казахстан не существует каких-либо норм, регулирующих процесс перезахоронения. Вопрос о том, что будет с кладбищами-современниками, если земля вдруг потребуется на другие нужды, остается открытым. Как поступят с останками в случае ликвидации кладбищ? И не придется ли горожанам после этого приносить цветы к братской могиле?
Невидимая проблема: без роду и племени
Из-за дефицита земли на открытых пока что кладбищах властям приходится выделять все новые и новые гектары. Ранее под эти цели была отведена земля в районе телевышки. Территорию оградили, подвели электричество и воду, а также заасфальтировали дорожки. Но неожиданно на новом погосте обнаружились грунтовые воды. Неприятный казус разрешили следующим образом — стали хоронить на несостоявшемся кладбище безродных.
Встает логичный вопрос: а безопасны ли для города подобные "меры земельной экономии"? Ведь к числу безродных относятся, как правило, асоциальные личности и люди без определенного места жительства, которые могут быть переносчиками различных инфекций и эпидемиологических заболеваний. И погребают таких усопших в непосредственной близости от грунтовых вод, сообщающихся с городской водной артерией.
Ситуацию прокомментировали в городском управлении контроля качества и безопасности товаров и услуг: "Захоронение трупов людей, в том числе без определенного места жительства, умерших от инфекций или особо опасных инфекций, осуществляется на общих кладбищах с соблюдением мер биобезопасности. При захоронении умерших расстояние от дна могилы до уровня стояния грунтовых вод должно составлять не менее 0,5 метра".
Также в управлении заверили, что при соблюдении требований санитарно-гигиенического нормирования риск возникновения различных видов заболеваний отсутствует. Но может ли это гарантировать людям спокойный сон?
Альтернативный путь
Экологические проблемы подталкивают общество обращать свой взгляд на новые, более этичные способы организации жизни. Но кто-то идет еще дальше и обращается к этичным способам организации смерти. Именно таким вариантом является кремирование усопших.
Представитель одного из ритуальных агентств Станислав подробно рассказал о процедуре кремации и о том, на каких условиях эту услугу получают в нашей области.
— В стране нет ни одного крематория, поэтому приходится перевозить усопших в Россию, — объяснил Станислав. — Мы доставляем тела в крематории Новосибирска и Барнаула, где и происходит процедура.
Как правило, кремация является осознанным выбором человека, который составляет волеизъявление при жизни. За все время работы в этом направлении к нам обратились более 40 человек.
По словам Станислава, к услугам кремации прибегают по большей части пенсионеры, которые заключают прижизненные договоры. Также обращаются католики и семьи католиков. Кремация является логичным вариантом и для эмигрантов, родственники которых уходят из жизни в ВКО. Эти люди не хотят, чтобы родители, в свое время отказавшиеся уезжать из Казахстана, были захоронены на родине. Ведь неминуемо встает вопрос о дальнейшей судьбе могилы, за которой сложно будет ухаживать. А транспортировка тела для традиционного погребения — это очень дорогая и сложная процедура. Кремирование и перевоз праха являются в такой ситуации альтернативой. Также многие умершие еще при жизни хотели, чтобы их похоронили рядом с ушедшими родственниками. Но в Усть-Каменогорске большую часть кладбищ официально закрыли. И в таком случае один из способов исполнить волю усопшего — подзахоронить урну с прахом.
— У нас договоренность с крематориями Новосибирска и Барнаула. Вся процедура занимает два дня с момента изъятия тела и до передачи праха. Далее кто-то подхоранивает, кто-то отправляет прах родственникам, а кто-то развеивает над рекой. Были и те, кто развеял прах на горе, именуемой в народе Казахстан. К сожалению, колумбария (стена с нишами, где можно оставлять прах — прим. ред.) в Усть-Каменогорске нет. И в Казахстане не существует как такового закона о захоронении. У нас нигде нормативно не прописано, как и где нужно хоронить человека. Есть общие положения, но конкретных законов нет, — рассказывает Станислав. — С момента существования человечества умерло уже более 90 миллиардов человек. Большая часть останков покоится в земле. А ведь это исчерпаемый ресурс. Кроме того, история знает не мало случаев эпидемий и других бактериологических причин смерти. Захоронение не дает гарантии, что через определенный промежуток времени болезнь не проявит себя вновь. Поэтому кремация является наиболее экологичной и безопасной альтернативой традиционному захоронению.
Тщетные попытки
В стране уже не единожды поднимали вопрос о необходимости строительства крематория. Так, впервые о возведении подобного комплекса заговорили еще в 1980-х годах. Но проект остался лишь на бумаге.
Как сообщают республиканские СМИ, в 2014 году проект вновь разморозили, планируя с помощью крематория утилизировать биоотходы и неопознанные тела. Тогда против нововведений активно выступило духовенство страны. Строительство крематория так и не началось.
Можно найти и другие, более поздние упоминания о попытках возвести крематорий в густонаселенном городе Алматы, где кладбища действительно медленно поглощают земли, принадлежащие живым. Но по неизвестным причинам каждый раз проект строительства спецобъекта останавливали на разных этапах рассмотрения.
Готово ли общество?
Свой комментарий по поводу спорного вопроса дал психолог Сергей Ковалев.
— Моральное состояние общества подвижно. Изменения в морали происходят быстро, за очень короткий промежуток времени. Но наше общество пока что достаточно консервативно в этом плане. Сильны религиозные традиции, которые сейчас развиваются и расцветают, находятся на пике развития. Люди не готовы переходить на кремацию, — высказывается Сергей Эдуардович. — На данном этапе это личное дело каждой семьи и каждого человека.
При этом психолог отмечает, что в Казахстане тенденция перехода на экологичное погребение намечается в больших городах, там, где есть дефицит земли, а создание компактных мест погребения — острая необходимость. Есть вероятность, что в будущем молодежь сформирует тот слой общества, который положит начало новой культуре погребения.
Наличие крематория в стране могло бы решить сразу несколько актуальных проблем, таких как утилизация биоотходов, неопознанных трупов и трупов животных. При этом право выбора было бы и у людей.
Елизавета Седых