Недействующие рудники Восточного Казахстана могут отравить Иртыш
Немного истории
Березовский рудник расположен на правом берегу реки Красноярки в Глубоковском районе. Здесь велась разработка Березовского и Ново-Березовского полиметаллических месторождений. Здешние руды содержат цинк, кадмий, медь, свинец и другие элементы.
– Что такое рудник? Это полость, образовавшаяся в результате выемки руды, – говорит гидрогеолог Владимир Белянин. – При этом часть руды оставляют – по разным причинам. Во влажной среде под воздействием кислорода нерастворимые составляющие руды становятся растворимыми. То есть цинк, медь и другие вещества приобретают форму водорастворимых.
Пока рудник действовал, поступающую в шахту воду откачивали. Березовское и Ново-Березовское месторождения находятся друг от друга на расстоянии около двух километров. Поэтому для организации единой системы водоотлива обе составляющие рудника соединили квершлагом*. Загрязненная вода по квершлагу из Ново-Березовки поступала в Березовку и дальше – в одноименный ручей. Во время работы рудника эти воды перед сбросом в водоем проходили очистку.
Горнодобычные работы на руднике были прекращены в начале 90-х годов прошлого столетия. В 1992 году по проекту института "Казгипроцветмет" выполнена ликвидация рудника. То есть воду откачивать перестали, и она попросту стала заполнять шахты. Полностью прекратили шахтный водоотлив в 1996 году.
Однако в октябре 1997 года вода из шахты стала выливаться на поверхность, затем – в ручей Березовский. Дальнейший путь загрязненной воды – Красноярка, Иртыш...
– Вода стала подниматься и затапливать пустоты, растворяя вещества, которые копились в руднике почти 60 лет, – поясняет Владимир Белянин. – Она омывает породу и выносит частицы тяжелых металлов. Но уже без очистных сооружений... Это самый опасный период. Содержание вредных веществ – преимущественно цинка и кадмия – в дренажных водах в этой фазе наиболее высокое.
Для жизни непригодна
По данным ВК центра гидрометеорологии, качество воды в Красноярке и в Иртыше ниже ее впадения в 1998 году по сравнению с предыдущим годом заметно ухудшилось. Что вполне объяснимо. В период с 1997 по 2000 год среднегодовой вынос цинка из Березовского рудника оценен в 171 тонну.
Красноярка – наиболее загрязненная река в Восточном Казахстане по химическим показателям. И остается такой уже на протяжении многих лет.
Вот данные Иртышского департамента экологии ВКО: "В 2009 - 2011 годах наблюдается высокое загрязнение цинком рек Красноярка, Березовка, Тихая, Брекса". Основная причина загрязнения Красноярки – сбросы ТОО "Корпорация Казахмыс" и самопроизвольный излив шахтных вод Березовского рудника...
В ноябре 2009 года, по данным Казгидромета, из речки были взяты пробы воды выше и ниже сброса из Березовского рудника для гидробиологического анализа. Проба первая – чистая. Вторая характеризуется как грязная. В качестве "индикаторов" качества воды специалисты использовали дафний – пресноводных ракообразных. Так вот, установлено, что в месте отбора второй пробы воды дафнии испытывали острое токсичное действие. Погибли почти 99 процентов "рачков"...
В том же 2009 году в пробах воды из Красноярки зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций цинка, меди, марганца. Превышение ПДК по цинку равнялось 27,5. В июле 2011 года аналогичный гидрохимический анализ дал иные результаты. Цинк в воде из Красноярки превысил ПДК почти в 78 раз.
Красноярка – правобережный приток Иртыша. Пробы воды для анализа из бассейна Иртыша специалистами ВК центра гидрометеорологии берутся в пределах Усть-Каменогорска, сел Прапорщиково, Предгорное. В Предгорном – ниже впадения в Иртыш Красноярки. По данным первого полугодия 2011 года, поверхностные воды Иртыша в этих районах отнесены к чистым.
– На качественной характеристике поверхностных вод Иртыша в створе, расположенном ниже впадения Красноярки, чрезвычайная загрязненность последней не сказывается, – сообщили в ВК центре гидрометеорологии.
– Я официально могу сказать, что в прошлом году специалистами ГКП "Оскемен Водоканал" отобраны семь проб из Иртыша. В трех обнаружен кадмий, содержание которого превышает питьевую норму, – сообщает Владимир Белянин. – Это уже тревожный звонок.
Как травят Иртыш
– Что-то можно сейчас предпринять, чтобы предотвратить загрязнение водных ресурсов стоками Березовского рудника?
– Полностью предотвратить загрязнение невозможно. Время, когда можно и нужно было для этого предпринять меры, упущено, – говорит Владимир Иванович. – Это нужно было делать до затопления.
Однако уменьшить загрязнение все же возможно. Для этого необходимо обеспечить наименьшую промываемость вскрытого выработками массива горных пород. В квершлаге нужна водонепроницаемая перемычка. Чтобы из полости Ново-Березовки дренажные воды не попадали в Березовку. Еще одна перемычка – чтобы стоки в дальнейшем не бежали в ручей.
– Все горные выработки заполнены водой. Чтобы попасть в те места, где нужны перемычки, нужно часть их осушить. Однако воду эту никто сбрасывать не разрешит – она грязная. Ее надо очистить. Очистных нет, – поясняет гидрогеолог. – Их нужно строить. Сколько на это надо средств? Однако много...
Да и потом, с момента закрытия рудника прошло несколько лет. Никто не знает, как поведет себя годами "отмокающая" горная порода. И можно ли туда ступать человеку вообще.
– Березовка – это техногенный эксперимент над природой. Некий образец того, что может произойти, если своевременно не выполнить водоохранные мероприятия. Повторения подобного "экперимента" с рудниками в будущем допускать нельзя, – продолжает Владимир Белянин. – С большой долей уверенности могу сказать, если эти мероприятия проигнорировать – Иртышу конец. 60 процентов стока реки формируется у нас. Если мы его загрязним, оставим без воды половину страны, тяготеющей к Иртышу.
Вот тогда хлебнем проблем
В скором будущем в связи с доработкой запасов руды потребуется ликвидация месторождений Греховское, Тишинское, Белоусовское, Николаевское, Риддер-Сокольное, Шубинское и других.
– Николаевки хватит лет на пять. Снегирихи – аналогично. Тишинка – на выработке, – приводит свое мнение Владимир Иванович. – Греховка уже в мокрой консервации. Некоторые рудники значительно крупнее Березовского и Ново-Березовского. Соответственно, и ущерб водным ресурсам при ненадлежащей их ликвидации будет значительно больше.
...90-е годы. Перестройка... До контроля ли за надлежащей ликвидацией рудника было в то время? Наверное, нет. Березовский рудник принадлежал АО "Иртышполиметалл". На чьем балансе он находится сейчас, передан ли государству – неизвестно. Не знают ответ на этот вопрос ни в МТД "Востказнедра", ни в областном Иртышском департаменте по экологии. В последнем ведомстве ответили – не наша компетенция.
– Кто-то отслеживает состояние и состав дренажных вод рудника? Иными словами, есть ли официальные данные о том, какие вещества и в каком объеме попадают в водоемы?
– Эту работу должны проводить органы охраны окружающей среды, – отвечает Владимир Белянин. – Подобные работы к компетенции МТД "Востказнедра" не относятся.
Это подтверждает и официальный документ. В 2008 году Правительством РК были утверждены Правила ликвидации и консервации объектов недропользования. В документе четко прописано: "Перечень ликвидированных и находящихся на консервации объектов недропользования ведется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды".