Школьников Восточного Казахстана ждут глобальные перемены
В Казахстане официально утвержден список: что должны знать и уметь ученики каждого возраста. В скором будущем ставить оценки детям начнут в зависимости от того, как они справились с определенными в этом перечне задачами. Правительство, наконец, определилось со школьной формой и прописало, как должен выглядеть ученический наряд. А юным восточноказахстанцам предстоит первыми опробовать новую программу трехъязычия, то есть в равной степени овладеть казахским, русским и английским языками. И это несмотря на то, что большая часть педагогов-словесников знает языки лишь на базовом уровне, передает корреспондент YK-news.kz.
Министерство образования приготовило для учеников очередную порцию нововведений, вступающих в силу с сентября 2016 года. Мы кратко расскажем о самых значимых переменах.
Встречают по одёжке...
"Учеба начинается с формы", — решили власти республики и разработали стандарт официальной одежды для учащихся в школах. Отныне нельзя прийти на урок в джинсах. МОН РК утвердило единый для школьников дресс-код.
Итак, школьная форма должна быть неяркой: запрещается использовать больше трех цветов. Ткань для одежды — только хлопковая или полушерстяная с высокой износоустойчивостью.
Мальчикам предстоит носить пиджаки, жилеты и брюки. К этому набору прилагаются две рубашки: повседневная и парадная. К сорочке "на выход" требование одно — белый цвет. Зимой к комплекту добавляются водолазка и трикотажный жилет. На форме должна быть эмблема или нашивка с отличительным знаком учебного заведения.
Гардероб юных барышень аналогичен юношескому, но дополнен юбкой и сарафаном, причем последний разрешили носить только зимой. Для учеников обоего пола предусмотрен галстук.
В физкультурную форму включили спортивные брюки и футболку. Шорты для занятий физрой не годятся. Юным казахстанцам также запрещено надевать в школу любую религиозную одежду: тем самым бесповоротно положен конец дискуссиям на тему, можно ли посещать занятия, к примеру, в хиджабе.
Фасон и цвет одежды в каждой конкретной школе должны утвердить до 25 мая этого года. То же самое касается длины девичьих юбок.
...А провожают по уму
Для новой системы оценки знаний подрастающего поколения в главном учебном ведомстве в марте приняли соответствующий приказ. В документе определено, что должен знать и уметь каждый школьник. С сентября 2017 года по новым параметрам станут оценивать первоклассников, с сентября 2018 года — второклассников, пятиклассников и семиклассников. К осени 2020 года на новые стандарты перейдут все школьники. Критерии разработали отдельно для каждой дисциплины. В приказе сообщается, какими навыками по предмету должны обладать ученики начальной, основной и общей школы. В целом параметры должны соответствовать учебной программе, но некоторые из критериев вызывают недоумение.
Например, в начальном звене по циклу предметов "математика и информатика" ребенок должен знать о последствиях нарушения правовых норм в сети интернет. На уроках познания мира, судя по новым критериям, его должны научить азам социологии, этикета и привить юному гражданину патриотизм. Причем в рамках этого предмета ученик младших классов должен ни много ни мало "принимать решения по собственному духовно-нравственному развитию", а также "оценивать уровень своего прогресса в финансово-экономическом отношении". Что конкретно имели в виду чиновники, пока остается неизвестным.
Из-за новых стандартов мальчики и девочки могут стать двоечниками... по музыке. В число обязательных требований для учеников младшего звена внесли "навык игры на музыкальных инструментах и создание простых аранжировок".
Немало любопытного и в критериях для учеников средних классов. Так, школьникам следует знать, как отстаивать свои права и куда обращаться за юридической помощью. На уроках труда учащимся обоего пола предлагается проделать простые электромонтажные работы. На уроках изобразительного искусства теперь недостаточно просто хорошо рисовать, школьникам необходимо "знать различные способы продвижения творческих продуктов для реализации своих идей в коммерческой области", а также "разработать способы передачи экологических проблем мира посредством искусства".
В итоге к окончанию учебного заведения ученик должен быть едва ли не гением по всем предметам, в том числе "уметь действовать в качестве разведчика". Такое требование к старшеклассникам предъявляют на уроках НВП.
Пока неизвестно, каким параметрам должны соответствовать отличники или хорошисты. Возможно, к 2017 году чиновники дадут ответ на этот вопрос.
Развязали языки
В числе прочих критериев ученики должны свободно владеть казахским, русским и английским языками. Настолько свободно, чтобы писать доклады на английском и запросы на казахском. Для того чтобы юные казахстанцы в ускоренном режиме превратились в полиглотов, в стране разработали программу полиязычного образования. Вкратце расскажем о ее главных моментах. К концу 2022 года старшеклассники республики будут учить химию, физику, информатику и биологию на английском языке, историю Казахстана и географию — на казахском, а всемирную историю — на русском.
Первые шаги к полиязычию по всей стране сделают в 2017 году: дети станут учить терминологию на английском языке, а затем несколько лет будут заниматься на факультативных уроках на языке туманного Альбиона. Схожим образом организуют и изучение казахского и русского языков. Лишь после этого, в 2021 году, в школах введут уроки на трех языках.
Чтобы все это работало успешно, в специально выбранных вузах станут готовить педагогов, которые будут преподавать естественно-математические науки на английском языке. Учить таких студентов намерены пять лет.
В такой последовательности будут развивать полиязычное образование во всех областях Казахстана. Кроме ВКО. И вот почему.
Мы — особенные!
Власти Восточного Казахстана загорелись идеей "разговорить" наших школьников, едва только МОН РК озвучило грандиозные планы. Аким региона Даниал Ахметов поручил проанализировать возможности местных педагогов и детей, чтобы ВКО выбрали единственной областью в Казахстане для апробирования нового проекта. И вот уже в феврале МОН утвердило наш регион в статусе "пионера трехъязычия".
— Больше половины учеников нашей области имеют четверки и пятерки по языковым дисциплинам, — сообщил заместитель акима ВКО Жаксылык Омар. — Но все мы понимаем, что реальный уровень владения языками далеко не такой. Мы намерены исправить это.
Для начала госмужи проверили, насколько подкованны в языковых вопросах учителя английского, казахского и русского. Результаты удивили и встревожили.
— Педагоги, преподающие казахский язык в русских школах, порой владеют госязыком на элементарном уровне, — удивил Жаксылык Омар. — Протестировав почти тысячу учителей, мы убедились, что треть из них демонстрирует неудовлетворительные результаты. Примечательно, что профессионально казахским языком никто не владеет! Еще более печальная ситуация с английским языком — среди 1150 преподавателей неудовлетворительные результаты показали больше половины! Немногим лучше дело обстоит с преподаванием русского языка в казахских школах — неудовлетворительные результаты выказали 10 процентов учителей из более чем 800 тестируемых. Вывод очевиден: необходимо повысить уровень знаний наших педагогов.
— Как предполагается изменить ситуацию?
— Мы создали региональную программу развития трехъязычия. Основная задача — будем обучать обучающих. 2900 учителей пройдут специальную подготовку. К примеру, для всех школ области будут приобретены единые пособия по английскому языку издательства "CambridgeUniversityPress". Мы приглашаем носителей языка, чтобы они обучили всех наших учителей английского кембриджской методике преподавания. Главная задача — чтобы во всех школах было единое методическое пособие по трем языкам. Что называется, одна программа — один учебник.
— Если говорить конкретно, как изменится преподавание в школах ВКО с сентября этого года?
— Во-первых, появятся новые единые учебники по языкам.
Во-вторых, отныне новая методика преподавания будет нацелена на то, чтобы по окончании одиннадцати классов школьники говорили на иностранном языке, а не зубрили все это время правила. Как преподают в частных языковых школах, на курсах? Много общения на неродном языке, с ошибками, с неточностями, а в конце — закрепление грамматики и словарного запаса. А в наших школах все наоборот — зубрежка правил и очень мало общения. От этой модели будем отказываться.
В-третьих, увеличится количество часов, отведенных на изучение языков. В будущем даже неязыковые дисциплины, вроде информатики, биологии, математики, будут преподавать на трех языках.
— Здесь возникает сразу два вопроса: у учеников и без того масса уроков, а тут еще увеличится число языковых занятий. Не многовато ли? И смогут ли школьники, которые еще вчера откровенно признавались "мен казакша билмеймын", сегодня учить на госязыке историю Казахстана? Готовы ли?
— Увеличивать количество часов на изучение английского и русского языков предполагается за счет дополнительного компонента. То есть часть необязательных предметов заменят языками. Общее число уроков в течение дня останется прежним. Что касается интегрирования предметов, таких как информатика, математика, физика, — это будет производиться постепенно. Не будет такого, что завтра урок для неподготовленных учеников дадут, к примеру, на английском.
— Каких результатов планируется добиться?
— Внедрение программы предусмотрено по следующей схеме: 50 процентов учебных дисциплин должны давать на родном языке учеников, 20 процентов — на втором языке (русский или казахский) и 30 процентов — на английском. Поэтому в большей степени вопрос упирается не в самих учеников, а, скорее, в учителей, готовых так преподавать. Будем организовывать для них летние школы, специальные курсы. А чтобы выяснить, каких результатов удалось добиться, устроим специальные тестирования, экзамены, посмотрим на число участников олимпиад и, разумеется, проверим уровень компетентности учителей. Эффективную работу поощрим материально. В конце концов, наш опыт важен для всей страны. От успешности этой работы зависит, насколько быстро подобную программу смогут принять в РК в 2018 году.
Елена Балова, Евгений Фоминых