Взяточничество и хищения — самые распространённые преступления в госорганах ВКО

17 декабря 2017, 11:55
Сейчас читают:
Взяточничество и хищения — самые распространённые преступления в госорганах ВКО Взяточничество и хищения — самые распространённые преступления в госорганах ВКО
Взяточничество и хищения — самые распространённые преступления в госорганах ВКО

В Восточном Казахстане озвучили очередную порцию статистики о коррупционных преступлениях, совершенных руководителями и работниками государственных структур. Неподкупностью не могут похвастать практически ни в одной сфере. Уголовные дела заводили на сотрудников сферы образования, налоговой и пограничной службы, таможни, сельского хозяйства, санэпидслужбы, правоохранительных органов. В Национальном бюро по противодействию коррупции уже не знают, как бороться с нечистыми на руку госслужащими, и не придумали ничего лучше, как повысить им зарплату. Почему в борьбе с продажностью все средства хороши, выяснял корреспондент YK-news.kz.

Дело на миллион

Антикоррупционная служба области обнародовала итоги своей работы за 10 месяцев 2017 года.

В основном преступления в госорганах связаны со взяточничеством и хищением бюджетных средств, — сообщили в департаменте Национального бюро по противодействию коррупции (ДНБПК) по ВКО.

Статистика показывает: запустить руку в государственный карман норовят как начальники, так и сошка поменьше. И те и другие не мелочатся — суммы ущерба, как правило, исчисляются миллионами.

Так, в 2016 году в хищении казенных денег уличили руководителя и двоих сотрудников КГКП "Ертiс концерт". Это предприятие ответственно за проведение праздников, фестивалей, выставок в нашей области. Антикоррупционная служба выявила, что в течение 2016 года здесь систематически списывали бюджетные средства на всевозможные культурно-массовые мероприятия. Цена вопроса — больше 12 миллионов тенге. В апреле 2017 года директора "Ертiс концерт" приговорили к трем с половиной годам лишения свободы, его подельниц отпустили с миром — в связи с их "деятельным раскаянием".

Какие мероприятия были проведены только на бумаге, осталось за кадром.

За семь месяцев текущего года в отношении должностных лиц государственных органов судами ВКО вынесено 12 обвинительных приговоров в отношении 13 человек. Они вступили в законную силу, — сообщили в ДНБПК по ВКО.

Также три приговора касаются сотрудников правоохранительных органов, еще шесть — квазигосударственного сектора. Кроме того, "отличились" таможенники и пограничная служба.

Принимают как должное?

В тему
Во время аппаратного совещания в областном акимате озвучили итоги работы службы внутреннего аудита. Ревизия проведена в 52 объектах, в том числе 25 учреждениях образования и 13 — здравоохранения.  
Выявлены нарушения на 8,5 миллиарда тенге. В основном это неэффективное использование бюджетных средств и другие финансовые просчеты.  
— Соответствующие материалы переданы в уполномоченные органы — Национальное бюро по противодействию коррупции, структуру по контролю за медицинской и фармацевтической деятельностью, санэпидслужбу, прокуратуру и другие, — прозвучало на заседании. — К административной ответственности привлекли одно юридическое лицо и семь должностных. Им выписаны штрафы на общую сумму больше пяти миллионов тенге. Дисциплинарную ответственность понесли 45 должностных лиц. С четырьмя руководителями подведомственных организаций культуры и здравоохранения прекращены трудовые отношения.  
В службе аудита пришли к выводу, что недочеты со стороны администраторов бюджетных программ городов и районов носят системный характер. Получается, те, кто уполномочен распоряжаться бюджетными деньгами, не умеет или не хочет этого делать должным образом? Исправлять ситуацию рекомендовано ленинским способом: учиться, учиться и учиться. На своих ошибках.

Из шести приговоров в квазигосударственном секторе два приходятся на сферу образования. Штраф в размере двух миллионов тенге схлопотал директор курчатовского государственного детсада "Журавушка". Руководителя дошкольного учреждения наказали за взятку. Он получил 25 тысяч тенге за прием ребенка в детский сад.

У бухгалтера Белокаменской образовательной школы аппетиты оказались побольше. Сотрудница похитила больше шести миллионов тенге из бюджета. Как говорится, по Сеньке и шапка — бухгалтерше назначили наказание в виде трех лет лишения свободы.

На разных уровнях звучит, что образование — от яслей до вузов — является одной из коррумпированных отраслей в нашей республике. И к тому есть несколько предпосылок, полагают в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции. Например, это касается системы формирования списка очередности в детсады. Сейчас очередь автоматизирована через веб-портал электронного правительства либо Правительство для граждан. Однако эти ресурсы выполняют лишь посредническую функцию, считают в ведомстве.

Список до сих пор формируется и контролируется территориальными подразделениями образования и сельскими акимами самостоятельно, что дает им возможность злоупотреблять должностными полномочиями, — отмечают в агентстве.

Другая больная тема — поборы в учреждениях образования. Сегодня практически во всех детсадах и школах созданы родительские комитеты, которые берут на себя организационные вопросы, в том числе сбор денег на разные нужды.

При этом цели, сроки и размеры сборов устанавливаются по усмотрению работников организаций образования, — отмечают в Агентстве по делам госслужбы. — По сути, это является распространенным видом бытовой коррупции, принимаемой как должное родителями и работниками учреждений образования.

Взятки гладки

Социологические опросы показывают, что крайне коррумпированной отраслью являются органы внутренних дел. В основном дорожно-патрульная полиция.

К сожалению, люди, которые сами стоят на страже закона, по-прежнему совершают коррупционные и другие должностные преступления, — сообщили в областном департаменте Нацбюро по противодействию коррупции. — Это, безусловно, сказывается на доверии населения к их работе.

За десять месяцев 2017 года зарегистрировано три подобных случая.

Полицейский батальона ДПС из Семея наказан ограничением свободы за взятку в размере 20 тысяч тенге. За эту сумму страж порядка пообещал не привлекать к административной ответственности гражданина, нарушившего правила дорожного движения.

Два года ограничения свободы схлопотал старший инспектор кадровой работы Ульбинского отдела полиции УВД Усть-Каменогорска. Майор мошенническим путем получил 450 тысяч тенге за помощь в трудоустройстве в органы внутренних дел.

В начале года двое сержантов местной полицейской службы из Риддера были осуждены условно за нанесение телесных повреждений задержанному.

И это только статистика антикоррупционщиков. Как говорится, цветочки. О каком доверии к людям в погонах можно говорить, если полицейские то и дело становятся главными героями криминальных сводок?

Бывшие начальник Зыряновского РОВД и прокурор отдела прокуратуры Усть-Каменогорска задержаны по подозрению в причастности к транснациональной ОПГ. По версии следствия, преступная группа наживалась на игорном бизнесе, замаскированном под электронную лотерею.

10 октября специализированный межрайонный суд по уголовным делам ВКО вынес приговор по делу о двойном убийстве на перевале Чечек, организованном бывшим финполовцем, впоследствии сотрудником службы безопасности Верховного суда, и его двоюродным братом, сотрудником ДВД ВКО. Оба получили длительные сроки.

Дойдут до автоматизма

Фамилии тех, кто уличен во взяточничестве, хищении из казны или превышении власти, публикуются в средствах массовой информации. Ролики о задержании нечистых на руку госслужащих демонстрируют их коллегам — с целью профилактики. Но, как показывает практика, этого мало.

Недавно в Нацбюро рассказали, как они намерены искоренить лазейки для коррупции.

Во-первых, максимально автоматизировать процесс получения государственных услуг. Исключить, так сказать, прямой контакт населения с чиновниками. В Астане в пилотном режиме уже запущена новая автоматизированная система очередности в детсады. В будущем такой порядок будет распространен по всей республике.

Антикоррупционная служба намерена разобраться и с поборами в школах. Деятельность родительских комитетов не будет связана с финансами, за использованием всех благотворительных взносов станут следить попечительские советы. Порядок расходования планируется прописать в нормативных документах, а в советы включить представителей общественности — например, из партии "Нур Отан", палаты предпринимателей.

Автоматизировать собираются также получение земельных участков, субсидий в сельском хозяйстве, услуг в здравоохранении, строительстве.

Более того, заместитель председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции РК Алик Шпекбаев полагает, что госслужащих толкает на коррупционные преступления низкая зарплата.

"Я считаю, что не менее чем в два раза мы должны поднять зарплату на центральном, областном уровне, а на районном и сельском — в три раза", — процитировали господина Шпекбаева республиканские СМИ.

В 2018 году на прибавку в кошельке могут рассчитывать работники акимата Астаны, в 2019 или 2020 году — все остальные.

***

В 2013 году финансовая полиция принимала от казахстанцев идеи по искоренению коррупции. Среди множества рекомендаций разной степени адекватности появились откровенно кровожадные — отрубать пальцы и вживлять в чиновничьи тела электронные чипы.

Кто знает, может, действительно, в борьбе с коррупцией все средства хороши?

Ольга Серова

Также читайте