Эксперты Усть-Каменогорска ломают голову над программой по улучшению экологии
В Усть-Каменогорске по инициативе департамента экологии по ВКО состоялось уникальное для Казахстана мероприятие. Под одной крышей собрались эксперты и представители общественности не просто обсудить, но определить стратегию ВКО в области охраны окружающей среды на ближайшие пять лет.
Без этого невозможно
У областного центра ВКО в республике дурная репутация средоточия всех мыслимых экологических проблем. Жители в любом своём недомогании винят промышленные выбросы. И рост экономических показателей порождает у людей не гордость, а тревогу.
— Раз производство растёт, значит, экология ещё будет портиться однозначно, — эмоционально атаковал во время ежегодного брифинга в Службе центральных коммуникаций главу региона корреспондент газеты "Человек и закон" Марат Башумов. — С раком боремся. А Усть-Каменогорск — "раковый" город ещё с Советского Союза! Как заставить этих промышленных гигантов очистные сооружения строить? Это основной вопрос, с которым обращаются граждане. Или это невозможно вообще?
Аким ВКО ответил темпераментному журналисту, что рак, увы, является на сегодняшний день общемировой проблемой. А в Усть-Каменогорске львиная доля средств, направленных на модернизацию медицины, идёт на оснащение оборудованием и переподготовку специалистов именно в этой сфере. И тяжкое экологическое наследие он тоже не стал отрицать.
— Ряд наших проблем является порождением тех старых, еще советских технологий, — признал Даниал Ахметов. — И мы сегодня принимаем на себя их последствия. Можно ли поменять технологию? Можно. И сегодня мы этим вопросом занимаемся. По поручению Касым-Жомарта Кемелевича Токаева подготовлена программа, которую делает наше ведущее предприятие "Казцинк". Она находится на экспертизе в Министерстве экологии. Я просто не хочу преждевременно говорить о цифрах. Они огромны. За последние пять лет на развитие экологических процессов, на защиту экологии вложено 27 миллиардов тенге. Из них 12 миллиардов — Казцинк, 4,1 — наши угольные электрические станции.
Глава региона заметил, что крупные предприятия модернизируют свои технологии, что позволило за последние пять лет уменьшить выбросы в атмосферу. Но при этом остаются и другие загрязнители, которые не столь ответственно относятся к этой проблеме.
— В разработке Экологического кодекса участвовали все наши предприятия, профильные управления, — констатировал аким ВКО. — Должна быть повышена ответственность за экологические выбросы. Должны быть созданы определённые льготы и преференции, которые мотивируют предприятия к приобретению новых технологий с высокотехнологичными параметрами. Должны быть соответствующие полномочия местных исполнительных органов по работе с другими субъектами, которые являются поставщиками экологических проблем. Это абсолютно отвечает общемировым стандартам.
Нормы достичь не удалось
Пока Даниал Ахметов в Нур-Султане отвечал на неудобные вопросы журналистов, в департаменте экологии ВКО состоялось горячее обсуждение целевых показателей качества окружающей среды, по которым экологи намерены отслеживать её состояние ближайшие пять лет. К слову, сейчас такие программы создаются во всех регионах Казахстана. Эта задача была поставлена ещё в октябре 2018 года в ежегодном послании президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. В ВКО же параметры экомониторинга были разработаны ещё в 2013 году, и теперь специалисты подводят промежуточные итоги наблюдения и вносят необходимые корректировки.
— Принимаемый документ должен стать путеводной звездой для местных исполнительных органов до 2025 года, — пояснил значимость проводимого мероприятия руководитель областного департамента экологии Дмитрий Кавригин. — Всё, что туда заложено, надо исполнять в полном объёме.
Анализом достижения запланированных ранее параметров качества занималось по заказу областного управления природных ресурсов ВК филиал ТОО "Экосервис-С". Выводы специалистов оказались неутешительны: в городах Усть-Каменогорске, Семее и Риддере по большинству показателей нормы достичь не удалось.
— Мы видим явное увеличение среднесуточной концентрации по диоксиду серы как в годовом выражении, так и в ежемесячном, — доложила членам экспертного совета ответственный исполнитель проекта от "Экосервиса" Анжела Дьяченко. — Причём резкое увеличение концентрации идёт начиная с 2017 года.
Превышение среднесуточной концентрации диоксида азота отмечалось в Усть-Каменогорске в 2015 и 2018 годах. Запланированные величины в областном центре удалось не превысить только по взвешенным частицам (пыли) и фенолу. Состояние поверхностных вод также не внушает оптимизма. Не был разработан список наилучших доступных технологий, которые должны были внедряться предприятиями для уменьшения вреда, наносимого окружающей среде. Тот, кому эта задача была поручена, оказывается, не имел соответствующих полномочий. Многие намеченные в программе мероприятия оказались не выполнены из-за несовершенства нормативно-правовой базы или отсутствия финансирования.
Кто надымил?
Наибольшую тревогу вызывает у аналитиков и представителей общественности состояние атмосферного воздуха в областном центре. По данным Казгидромета, с 2016 года содержание диоксида азота возросло в Усть-Каменогорске на 66,2 процента, диоксида серы — на 61,5 процента. При этом происходит резкий скачок концентрации в зимнее время.
Общественное мнение привычно винит в том, что стало трудно дышать, только наш металлургический флагман — Казцинк. Но, по мнению департамента экологии и разработчиков, к которому присоединились и эксперты — ученые ВКГТУ имени Д. Серикбаева, ответственность за это лежит не в последнюю очередь и на других загрязнителях.
— Согласно представленным предприятиями данным, произошло снижение выбросов диоксида серы в 2016 – 2018 годах на 8000 тонн, главным образом за счёт УК МК ТОО "Казцинк", — приводит статистику профессор, член-корреспондент АЕН РК Валерий Запасный. — Однако наблюдением за среднесуточной концентрацией этого вещества сведения не подтверждаются. Предприятия теплоэнергетики нарастили свои выбросы без внедрения природоохранных мероприятий. В последние годы УК ТЭЦ увеличила свои нормативы выбросов на 32 процента, Согринская ТЭЦ — на 12 процентов, котельная № 2 УК ТС — на 73 процента.
Немалую роль в загрязнении воздуха, по мнению аналитиков и экспертов, играет и частный сектор, который вынужденно отапливается низкокачественным углем с высоким содержанием серы с месторождения "Каражыра".
Кроме того, сотрудники "Экосервиса" сочли необходимым заложить в программу на ближайшие пять лет исследование влияния автотранспорта на состояние атмосферы. По их мнению, его роль в появлении диоксида азота в настоящее время недооценена.
Что касается загрязнения окружающей среды мышьяком, кадмием и серной кислотой, то оно, по мнению учёных ВКГТУ, не является существенным и, по данным Казгидромета, не превышает ПДК.
"На Казцинке пылеулавливание производится на рукавных фильтрах с эффективностью очистки 99,9 процента, — говорится в заключении профессора Валерия Запасного. — Более совершенных аппаратов тонкой очистки сегодня не существует".
Много споров вызвало предложение разработчиков в ближайшие пять лет разобраться, откуда в областном центре временами берётся просто чудовищное превышение ПДК по сероводороду, которое показывают датчики Казгидромета. В этом вопросе единодушны были сотрудники Центра экологической безопасности и областного департамента экологии, заявившие, что это будет погоня за фантомом.
— Бывает такое понятие — системная ошибка, — заявил Дмитрий Кавригин. — Казгидромет в конце 2017 – начале 2018 года в своих данных обозначил. Мы столько усилий применили, два-три месяца искали, где этот сероводород. А это просто неправильное показание приборов. Теперь вы закладываете себе какие-то мнимые мероприятия. Получается борьба непонятно с чем. Мы официально заявляем: сероводорода нет в городе Усть-Каменогорске. Валовый выброс по всем документам — меньше одной тонны. Это даже в пиковый период нагрузки. А у нас 130 ПДК в детском садике. Спрашивается, что там детишки делают? Есть у меня сведения, которые говорят: приборы показывают неправильно. Ручные и химические методы ничего не подтверждают.
Как фильтровать будем?
Но смысл обсуждаемого программного документа был всё же не в том, чтобы констатировать, насколько далеко пока от нас нормальное состояние окружающей среды, но и в том, что следует сделать, чтобы существующее положение улучшить. Разработчики озвучили ряд мероприятий, которые должны, по их представлениям, уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу.
В предложениях аналитиков "Экосервиса" есть мероприятия, касающиеся предприятий теплоэнергетики.
— Чтобы снизить выбросы от ТЭЦ, нам необходимо снизить энергопотребление у предприятий и физических лиц, — озвучила Анжела Дьяченко. — Это использование автоматических датчиков движения и фотоэлементов, контролирующих включение и отключение света в местах общего пользования. Кроме того, нужны мероприятия по теплосбережению. Они подразумевают установку отражающих экранов за радиаторами отопления, автоматических дверных доводчиков на входных дверях. Во многих странах такие решения закреплены на уровне законодательных актов. Эти незначительные по финансовым вливаниям мероприятия дадут достаточно серьёзные результаты.
Разработчики программы предложили УК ТЭЦ и Тепловым сетям внедрить проекты по снижению выбросов, на месторождении "Каражыра" вести обогащение угля с целью понижения его зольности. Малые и средние предприятия также должны снизить выбросы. А чтобы уменьшить запылённость города, по мнению специалистов "Экосервиса", нужно засаживать его деревьями.
Особое внимание в программе уделено автотранспорту. Желательно перевести все АЗС на топливо Евро-5, а также модернизировать транспортную сеть города, построив объездные дороги, которые разгрузили бы центр Усть-Каменогорска и уменьшили его загазованность бензиновыми выхлопами.
Но несмотря на все предложенные разработчиками меры, департамент экологии по ВКО и члены экспертного совета пришли к выводу, что данная стратегия не улучшит коренным образом атмосферу областного центра.
— В авторском варианте утверждение документа недопустимо, — озвучил общее мнение старший научный сотрудник ВКГТУ Даулет Асанов. — Потому что через пять лет мы получим то же самое: диоксида азота – 3 ПДК, диоксида серы – 5 ПДК. А что делали? Ну деревья посадили, а они не выросли! Нет анализа в работе. Казцинк потребляет электроэнергию от Бухтарминской ГЭС, ТМК — от Согринской ТЭЦ. Население не растёт, а выработка энергии растёт. Почему? Надо жёстко ставить целевые показатели, определять объёмы.
А ведь воздух лишь одна из составляющих окружающей среды.
Ирина Плотникова
Продолжение следует...