В системе образования Казахстана грядёт большая реформа
В 2016 году казахстанских школьников ждут глобальные перемены. Первоклашки будут изучать введение в науку, а в расписании старшеклассников появятся дисциплины с интригующими названиями: проектная деятельность и глобальные перспективы. Азы физики, биологии и химии подрастающее поколение казахстанцев, возможно, начнет постигать с пятого класса. Количество практических занятий увеличится, а старшеклассники смогут выбирать, какие науки изучать более подробно. Коренные изменения внедряет Министерство образования и науки республики, сообщает корреспондент YK-news.kz.
Первоклассные изменения
В 2010 году в Казахстане приняли программу развития образования до 2020 года. В этом документе предусмотрено, как будет выглядеть школа будущего. По задумке чиновников, учеников в битве за знания следовало вооружить персональными планшетами или смартфонами, обычные школьные доски с мелом должны были капитулировать перед интерактивными, а учащимся предстояло три раза пережить генеральное сражение за оценки под названием ЕНТ.
Однако к 2015 году система образования страны пережила немало потрясений. Самое главное, власти республики неожиданно свернули проект двенадцатилетки и заморозили его до лучших времен.
В итоге Министерство образования задумало масштабную реформу всей школьной системы. С сентября 2015 года по новой программе начнут грызть гранит науки первоклассники из тридцати учебных заведений страны. С 2016 года в этом режиме станут учиться первоклассники во всех школах. В 2017 году на новый манер будут подготавливать всех казахстанских второклассников. Так постепенно к 2026 году подрастающее поколение целиком перейдет на другой стандарт обучения.
Что год грядущий нам готовит?
Итак, какие изменения ждут детей, и когда они наступят? Для начала узнаем, к чему готовиться ученикам младших классов и их родителям.
В первых классах появится предмет "введение в науку".
Такую дисциплину включат в расписание первоклашек уже с сентября 2016 года. Уроки, на которых непосед научат делать несложные опыты, будут проходить один-два раза в неделю. Погружаться в мир науки ребятам предстоит до пятого класса. Затем введение заменят на узкие предметы.
- На этом уроке школьники смогут развить свою природную любознательность, получить исследовательские навыки, которые в дальнейшем пригодятся при изучении любых наук, - сообщил заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Жанабай Абуов.
В первых классах будут изучать искусство.
В рамках нового предмета чиновники искусно соединили хорошо знакомые всем ИЗО и труд. Авторы идеи хотели включить в эту дисциплину еще и музыку, но пока столичные педагоги не решили, как грамотно совместить рисование и пение с выгодой для учебного процесса. По плану "искушать" первоклашек новой наукой начнут с 2016 года.
Во втором-третьем классе появится предмет "информационно-коммуникационные технологии".
Под этим длинным названием подразумевается не только умение работать с компьютером, но и навыки поиска и обработки информации. Аналог информатики ребята начнут изучать с 2017-2018 учебного года.
- Речь идет о том, чтобы научить ребенка с раннего возраста находить и выбирать нужную информацию, а затем представлять ее в виде простой таблицы, графика или диаграммы, - поясняет господин Абуов.
В курс познания мира включат азы истории и обществоведения.
После 2016 года на уроках познания мира шестилеткам будут рассказывать не только о смене времен года, но и о важнейших исторических событиях и об устройстве общества. С этого времени учебный предмет станет для маленьких граждан начальным этапом изучения всех общественно-гуманитарных наук.
Если с программой начальной школы все более-менее ясно, то сказать однозначно, какие сюрпризы министерство готовит для учеников среднего звена, довольно сложно. Дело в том, что новые госстандарты для школьников этого возраста пока разрабатывают. Однако некоторые планы все-таки стали известны.
С пятого класса будут преподавать физику, химию и биологию.
Предположительно с 2020 года пятиклашки станут изучать те науки, которые сейчас начинают проходить только в седьмом или восьмом классе.
- Такое предложение появилось не случайно, - поясняет директор института среднего образования Национальной академии образования Марьям Мукатова. - Сейчас школьники один год проходят естествознание и только спустя два года начинают учить физику, химию и биологию. Образуется разрыв в учебной программе, дети забывают выученный материал. Чтобы избежать такого, мы предложили преподавать эти дисциплины с пятого класса.
Немало перемен и у старшеклассников. Как ни странно, об учебном будущем выпускных классов известно больше, чем о перспективах для среднего звена. Тем не менее все эти стандарты еще дорабатывают.
Появятся предметы "глобальные перспективы" и "проектная деятельность".
Каким премудростям будут учить юношей и девушек в рамках этих двух уроков, пока сказать сложно. В общих чертах определено, что оба предмета призваны подготовить школьников к учебе в вузах: сформировать самостоятельность мышления, способность к научной работе и применению знаний на практике.
Число обязательных дисциплин значительно сократят.
Ученики старших классов смогут сами корректировать учебную программу и выбирать приоритетные предметы.
Некоторые уроки будут вести на английском языке.
По плану чиновников, "спикать" школьники станут на предметах естественно-математического направления. Дабы без пяти минут выпускники без труда понимали иностранную речь, преподавать английский начнут с первого класса и по новой методике.
На долгий срок
Кроме этих планов в МОН РК есть и долгосрочные перспективы. Так, в неопределенном будущем тестирование станут сдавать после окончания начальной, профильной и основной школ. Причем экзамены намерены проводить в электронной форме.
Министр образования внес предложение сделать полностью бесплатным техническое и профессиональное образование, но только по рабочим специальностям. Пока неизвестно, одобрят ли такую идею в Мажилисе.
Как это будет?
В усть-каменогорской школе №39 перемены начнутся не с 2016 года, а с осени 2015-го. Ее включили в тридцатку учебных заведений, в которых будут обкатывать новую систему.
Педагоги съездили на обучающие семинары и уже представляют себе, чему и как будут учить маленьких горожан.
- На протяжении всего учебного года мы будем сообщать в министерство о том, как программа действует на практике, - рассказывает директор школы №39 Роза Бердыбаева. - Мы будем на год опережать остальные школы, чтобы модель образования могли дополнить и доработать при необходимости.
- Многие скептически относятся к нововведениям и не понимают, зачем, например, первоклассникам введение в науку.
- Это очень нужный предмет. Каждый ребенок в силу возраста – маленький исследователь. Детей научат на основе своих наблюдений делать научные выводы. В столице нам показывали, как будут проходить занятия. Например, первоклашкам дают маленькие машинки и разные материалы - кусок ткани, линолеума, газету, резиновый коврик. Ученики анализируют, как движется игрушка на каждой из этих поверхностей. Это азы физики. Конечно, дети еще не знают, что такое сила трения и скорость движения. Но так они понимают, что наука - это не формулы, оторванные от реальности, а сама жизнь вокруг нас.
- По силам ли старшеклассникам изучать глобальные перспективы и проектную деятельность?
- Старшие классы должны быть нацелены на профессионализацию. Туда станут зачислять ребят, которые нацелены на получение высшего образования. Это должны быть дети, которые хотят и могут учиться. Правда, пока не ясно, как именно будут определять эту готовность.
- Не перегрузят ли детей дополнительными предметами?
- Нагрузка не возрастет. В старших классах ученик сам сможет определять свой учебный график. Например, хочет юноша стать инженером - значит, он будет ориентирован на изучение точных наук, а гуманитарные продолжит усваивать лишь для общего гармоничного развития личности.
- Изменятся ли методики преподавания?
- Безусловно. Новая система призвана дать детям навыки и знания, которые они смогут применять в жизни. Раньше такого не было. Например, сдавали технику чтения - должен ребенок прочитать пятьдесят слов в минуту. А понял ли он содержание текста, знает ли он значение этих слов - неважно. По новой программе важна не скорость, а понимание и умение работать с полученной информацией. Это не система вызубрил - сдал. Поэтому подход к образованию значительно изменится.
Без паники, всё по плану
Ученые уверены, что тревожиться родителям не о чем и перемены сослужат добрую службу казахстанской системе образования.
- Во-первых, большая часть нововведений еще дорабатывается, - поясняет Марьям Мукатова. - Значит, никакие новшества не внедрят неожиданно. Во-вторых, при создании модели мы изначально нацелены на создание фундаментальной, целостной системы.
Впрочем, сами учителя подчеркивают, что претворить в жизнь план удастся только при должном обеспечении.
- Новая программа принесет хороший результат только в том случае, если будет сопровождаться подходящим материально-техническим оснащением, - говорит учитель начальных классов школы №39 Ольга Слободчикова. - Например, если будем ставить опыты на введении в науку, то нужны и наглядные пособия, и лабораторные приборы. Нас призывают ориентироваться на результаты Назарбаев Интеллектуальных школ, но материально-техническое обеспечение там на порядок выше.
Зачем нам реформы?
Однако депутаты Парламента оптимизма чиновников из Министерства образования не разделяют и уверены, что от жизни в эпоху перемен у республиканских школьников знаний не прибавляется.
- Очень плохо, что нашу систему образования без конца реформируют, - заявила депутат Мажилиса Парламента Галина Баймаханова. - Ребенка нужно учить по устоявшейся системе, тогда он получит фундаментальное образование. Мы же в погоне за ультрасовременными стандартами теряем самое главное – качество знаний. Я много лет работала в КазНТУ имени Сатпаева на геологоразведочном факультете и как преподаватель видела результат этих реформ. Например, сегодняшние выпускники школ не знают химических элементов, но при этом поступают учиться на специальности, связанные с химией. В итоге получается абсурдная ситуация – в университете нужно давать материалы за восьмой класс!
Елена Балова