Незрячий восточноказахстанец мечтает открыть собственный массажный кабинет

31 января 2015, 12:23
Сейчас читают:
Незрячий восточноказахстанец мечтает открыть собственный массажный кабинет Незрячий восточноказахстанец мечтает открыть собственный массажный кабинет
Незрячий восточноказахстанец мечтает открыть собственный массажный кабинет
фото предоставлено Аягозским обществом инвалидов

Арнур Алимханов из Аягоза лишился зрения в пятилетнем возрасте. Несмышленым мальчишкой он решил поиграть с оставленной без присмотра кислотой. В результате ребенок получил химический ожог глаз, который привел к полной слепоте. Окончив девять классов в алматинском специализированном интернате, молодой человек вернулся на малую родину. В небольшом городке немного перспектив для человека с ограниченными возможностями, но целеустремленный и упорный Арнур сумел воплотить свою мечту. Теперь он – студент медицинского колледжа, а еще через два года станет дипломированным массажистом.

Экзамен на стойкость

В 1991 году семья Арнура жила в Катон-Карагае. Недалеко от их дома находилась бактериологическая лаборатория. Именно туда и направился играть пятилетний Арнур.

– Я проходил мимо здания и заметил выброшенную колбу, – рассказал молодой человек корреспонденту YK-news.kz. – На дворе стоял март, кругом таял снег. И я, подобрав склянку, вылил половину жидкости в ближайшую лужу. Началась химическая реакция, мне стало интересно, и я, вылив оставшееся, наклонился посмотреть, что получилось. Тут и произошел взрыв. Меня откинуло на другую сторону дороги. Врачам пришлось на вертолете доставлять меня в Усть-Каменогорск на операцию.

Позже доктора расскажут родителям мальчика, что ему неправильно оказали первую помощь на месте происшествия.

– Когда кислота попадает в глаза, надо наклонить человека и промывать поврежденное место водой, либо пострадавший должен плакать, – поясняет Арнур. – Меня же положили на спину, вот кислота и впиталась. Я мало что помню про то время, только то, что мои родители в больнице очень сильно плакали, и я их успокаивал.

Следующие пять лет Арнура и его родителей ждала череда операций, приемов и консультаций. Несмотря на усилия врачей, вернуть мальчику зрение не удалось.

– Из-за долгого лечения я смог пойти в школу только в 10 лет, – вспоминает парень. – Родители выбрали для меня специализированный интернат в Алмате. В подобных региональных школах тогда были только младшие классы и не велись дополнительные занятия. В алматинском интернате я смог параллельно получать музыкальное образование. Многие дети-инвалиды вообще не посещают школу из-за опасений родителей, что их чадо могут обидеть, оскорбить. Но я точно могу сказать, что учеба в интернате пошла мне на пользу. Это, как армия. Никто не станет там кормить незрячего с ложечки, зато многому научат. Я стал гораздо самостоятельней за время учебы.

В алматинском интернате Арнур не только успешно освоил программу основного образования, но и научился отлично играть на баяне.

– Помню, как учитель музыки собрал младшеклассников вместе и начал хлопать, а мы должны были повторять за ним, – делится Арнур. – Так проверяли слух. Сумевшие пройти такой экзамен могли выбрать инструмент для дальнейшего обучения. Я часто слышал, как старшие ребята играют на баяне и поют, по­этому и мне тоже захотелось. Преподаватели по музыке в интернате были, как и мы, незрячие. Они объясняли, где находятся клавиши, мы повторяли за ними действия. Потом начали изучать нотную грамоту, изготовленную на основе шрифта Брайля.

В специнтернате школьную программу проходят не за 11 лет, как в обычной школе, а за 12. Арнуру пришлось уйти после 10 класса, в семье случилось горе, и парень вернулся поддержать домашних. Спустя некоторое время активный молодой человек присоединился к местному обществу инвалидов.

– В нашем объединении Арнур с 2009 года, – вспоминает координатор проекта социального корпоративного фонда "ЗУБР" в Аягозском районе и наставница нынешнего студента Рауза Керимова. – С его помощью мы открыли кружок художественной самодеятельности, и Арнур начал на бесплатной основе заниматься с желающими, аккомпанировать нашим певцам. Настоящий оптимист.

Со временем общительный и деликатный парень стал любимцем в объединении.

– Арнур умеет поддержать человека в трудную минуту, настоящий оптимист, – с гордостью говорит о своем воспитаннике руководитель. – И мы старались отплатить ему добром за добро. Когда он поделился заветной мечтой стать массажистом, я решила во что бы то ни стало ему помочь. Сам Арнур сомневался, что ему удастся получить школьный аттестат в 29 лет и с таким перерывом в обучении. А без полного среднего образования в медицинский колледж не поступить.

Осваивать программу упущенных выпускных классов Арнуру помогали, что называется, всем миром.

– В 2013 году мы записались экстерном в районный отдел образования, – рассказывает Рауза Оразбаевна. – Я сама тогда работала учителем в школе, для занятий просила учебники в школьной библиотеке, у знакомых. Мы читали ему вслух, помогали разобраться с примерами. Дома родные тоже занимались с Арнуром. В итоге он успешно сдал все пять выпускных экзаменов. Причем девять классов до этого он учился на русском языке, а экзамены пришлось сдавать на казахском. Таковы были условия экстерна. После чего Арнур вернулся в Алматы, но уже как студент. Он выиграл грант в медицинский колледж и теперь осваивает профессию массажиста.

"Накаченная" память

Сам Арнур выбор специальности объясняет предельно просто.

– Дело в том, что у незрячих не так много возможностей найти работу и зарабатывать достаточно, чтобы обеспечивать семью, – признается Арнур. – Я думаю, это мой шанс. В колледже организовали специальную группу. В ней 16 человек из разных регионов страны, мы все учимся бесплатно и получаем стипендию.

Система обучения спецгруппы, конечно, отличается оn обычного конспектирования лекций. И никаких пособий по анатомии и физиологии, выполненных шрифтом Брайля, в студенческой библиотеке нет.

– Все обучение проходит устно, – объясняет Арнур. – Приходя на лекцию, мы кладем перед преподавателем диктофоны и слушаем новую тему. Дома мы снова прокручиваем запись, запоминаем ее, а потом пересказываем в аудитории. Каждая лекция длится 25-30 минут. В курсе анатомии, например, их 76. К концу учебы я буду знать их все наизусть.

Практические занятия у Арнура и его сокурсников тоже отличаются от привычных студенческих лабораторных.

– Мы ощупываем кости, их соединения, разбираем скелет, изучаем его при помощи прикосновений, – рассказывает собеседник. – Факультет, где я учусь, называется сестринское дело. Поэтому нас учат не только основам физиологии, но и правильному уходу за больными. Думаю, в будущем все может пригодиться.

Арнуру пришлось тренировать так необходимую незрячему студенту память еще до поступления.

– На подготовку к выпускным школьным экзаменам ушло примерно семь-восемь месяцев, – делится молодой человек. – Сначала нужно было настроиться, поверить, что мне удастся наверстать пробелы. В мае я успешно прошел рубеж и стал готовиться к вступительным экзаменам в колледж. В августе сдал биологию и литературу на четверки и поступил на грант.

Несмотря на то, что учащиеся спецгруппы получают стипендию, жить в большом городе часто оказывается накладно, признается студент.

– После обеда я подрабатываю в экспериментальном обществе слепых, – говорит Арнур. – Мы изготавливаем прищепки и получаем за это сдельную оплату. В месяц выходит около 10 тысяч тенге. Еще 23 тысячи я получаю в качестве стипендии. Своего жилья в Алматы у меня нет, и мы с товарищами снимаем квартиру. Втроем мы складываемся на арендную плату и продукты, получается примерно по 30 тысяч тенге в месяц. Заработанного хватает, что называется, впритык. Надеюсь, что после двухлетнего обучения смогу устроиться в хорошую клинику или даже открыть собственный кабинет и получать достойную зарплату.

Даже зрячему человеку бывает сложно ориентироваться в мегаполисе. Арнуру и его друзьям и вовсе приходится постоянно держать "карты" нужных районов в памяти.

– Поначалу было очень трудно ориентироваться и передвигаться в большом городе, – признается будущий массажист. – Мне помогали друзья, товарищи, с которыми я учусь и работаю. Я спрашивал у них, где остановка, на каком автобусе можно уехать, как расположены улицы, перекрестки. Так понемногу и запоминал маршруты.

Сейчас Арнур занят оформлением алматинской прописки, тогда он сможет воспользоваться услугами инватакси.

– Меня будут возить на учебу и с учебы, – поясняет молодой человек. – В этом плане Алматы ушел гораздо дальше моего родного Аягоза. В маленьком городке нет условий для таких людей, как я. Аягоз только развивается, я надеюсь, в будущем там будет, как в южной столице. Здесь многое предусмотрено для инвалидов. Есть работа для незрячих, создана служба инватакси. Это существенно облегчает нам жизнь.

Аягозский выпускник надеется обрести не только профессиональное, но и личное счастье. О создании семьи Арнур пока не думает, ведь сначала ему нужно закончить колледж и устроиться на работу. Хотя молодой человек признался, что уже встретил девушку своей мечты.

* * *

Рауза Керимова в заключение разговора с нами добавила, что в Аягозе немало талантливых людей с ограниченными возможностями. Другая воспитанница объединения, тоже на 100 процентов лишенная зрения, недавно окончила курсы массажа и мечтает открыть кабинет в родном городе. К слову, раньше они с Арнуром вместе выступали на мероприятиях: он играл на синтезаторе, а она пела.

В обществе инвалидов не принято жаловаться на жизнь, говорит Рауза Оразбаевна. Единственное, на что сетуют инвалиды, – это отсутствие инватакси. Несмотря на то, что город небольшой, членам объединения бывает сложно передвигаться по нему самостоятельно. Сейчас общество ищет спонсоров, чтобы организовать перевозку особенных пассажиров.

Зарина Жумагалиева

Также читайте