В ВКО не прекращаются придирки к директорам школ по поводу участия выпускников в ЕНТ

Ответственность за результаты ЕНТ по-прежнему возлагают на учителей

Ранее мы публиковал разъяснение Министерства образования и науки о том, что исполнительные органы не имеют права возлагать ответственность за процент участия и результативность ЕНТ на администрацию и учителей школ. Однако районные отделы образования по-прежнему требуют увеличения этих показателей под личную ответственность руководителей учебных заведений — вплоть до увольнения. Преувеличивают ли учителя масштабы репрессий или имеет место самонадеянное игнорирование законодательства со стороны чиновников, разбирался корреспондент YK-news.kz.

В нашу редакцию на условиях анонимности обратился работник образования одного из районов ВКО. Он рассказал, что от директоров районных школ ежемесячно требуют увеличения количества выпускников, сдающих ЕНТ, и повышения среднего балла пробных тестирований до 80 процентов. По версии источника, в случае невыполнения рекомендаций руководителю школы настоятельно рекомендуют написать заявление об уходе по собственному желанию.

Чиновники также предупреждают: к директорам примут меры, если кандидаты на знак "Алтын белгі" откажутся от национального тестирования, потому что уже поступили в заграничные вузы. Это ведь самые сильные ребята, и их отсутствие на ЕНТ снижает средний балл по школе. А заведующие райоо на совещаниях напоминают, чем это обернется для педколлективов. Если школа покажет недостаточный уровень, это поставит под сомнение профессиональную компетентность учителей — и теперь уже их отправят сдавать тестирование по своим предметам.

Шквал возмущения у работников образования вызвало и заявление акима Зыряновска о намерении заменить 90 процентов директоров школ в связи с низкими показателями тестирования.

В тему
Министр образования Ерлан Сагадиев на заседании правительства 22 мая в очередной раз призвал акимов не использовать ЕНТ в качестве жупела для педагогов. И не применять никаких наказаний в этой связи.

На каком основании директоров и учителей продолжают преследовать за результаты экзамена, к подготовке которого они не имеют ни малейшего отношения? Этот вопрос мы задали исполняющей обязанности руководителя областного управления образования Асель Каербековой. Она ответила, что рабочей группой, созданной под эгидой управления, действительно анализируются такие показатели, как уровень сдачи ЕНТ прошлых лет, динамика качества знаний по предметам, доля выпускников, не набравших пороговый уровень и показавших более 100 баллов, процент участия абитуриентов в ЕНТ и так далее. При проведении комплексного анализа эти данные могут использоваться как один из показателей, влияющих на итоговые результаты в целом, но не будут учитываться в рейтинге школ.

— В новых правилах проведения Единого национального тестирования не определены организации, готовящие к нему выпускников, — заверила госпожа Каербекова. — Мы подтверждаем, что низкий балл при сдаче тестирования не влечет за собой ответственности учителей школ.

Однако редакция располагает документом, подписанным руководителем районного отдела образования, в котором директорам школ под персональную ответственность вменяется в обязанность "увеличение среднего балла ЕНТ до уровня 80 баллов и процента участия до 50".

Неувязочка, господа чиновники, получается. Особенно если учесть заверения госпожи Каербековой, что управление образования провело проверку, которая не выявила "случаев установления ответственности за низкие показатели" учителей и директоров школ в ВКО.

То есть на бумаге все хорошо, а на деле педагогам велят любой ценой улучшать показатели ЕНТ, которые ни на что уже не влияют.

— В подобных случаях я бы рекомендовал директорам школ и учителям обращаться в управление образования за разъяснениями по поводу расхождения действий чиновников с законами Республики Казахстан, — прокомментировал ситуацию главный специалист по правовым вопросам безопасности и охраны труда областного профсоюза работников образования Иван Соколов. — При себе необходимо иметь документы, в которых изложены незаконные требования и законодательные акты, которым они противоречат. Если ранее были отправлены запросы в отделы, управление или Министерство образования, то ответы тоже надо предъявить нерадивым чиновникам. Если и такое обращение не поможет, то надо обращаться в суд.

Таким образом, защита от начальственного произвола в первую очередь зависит от гражданской позиции самих пострадавших. Не следует, скрепя сердце, подчиняться необоснованным требованиям руководства, а стоит призвать его к ответу, используя возможности, данные законодательством.

Елена Мацковская